Предуведомление
Предуведомление
Словарь включает 32 статьи, отобранные и полностью написанные проф. Ириной Саморуковой. Большинство понятий, раскрываемых в этих статьях, возникло не внутри литературоведческого дискурса (включая само слово «дискурс») и, несмотря на то, что они довольно часто встречаются в описаниях словесного искусства ХХ века и современной литературы, в литературоведческих словарях их встретишь не часто. Некоторые из них (виртуальная реальность, герменевтика, деконструкция, метаязык, репрезентация, ризома) разрабатывались в рамках современной философии, другие (габитус, идентичность, поле литературы) – связаны своим происхождением с социологией. Значительная часть терминов пришла из языка современного искусства, преимущественно визуального (архив, китч, инновация, перформанс, поп-арт, психоделическое искусство, реди-мейд, римейк, соцарт, трэш), часть понятий имеют общегуманитарный, как сейчас принято говорить, культурологический, характер (архетип, гипертекст, дискурс, интертекстуальность, миф, структура). Некоторые термины имеют собственно литературоведческий генезис, но либо являются новыми (двойничество, массовая литература, художественное высказывание), либо редко употребляемыми (литературность), либо приобрели в последнее время расширенный смысл (нарратив). Автор не претендует на исчерпывающую интерпретацию предлагаемых терминов, часто приводит разные подходы к их толкованию, высказывает свое мнение относительно уместности тех или иных терминологических новаций. Выбор терминов и их понимание – на полной его ответственности и в значительной степени обусловлен его собственным опытом изучения современного художественного языка. Таким образом, термины трактуются не жестко и тем более не однозначно: намечается поле их возможной интерпретации и применения.
Идея такого словаря возникла у Ирины Саморуковой в середине 90-х годов прошлого века и первоначально была осуществлена ей на страницах «Вестника современного искусства «Цирк «Олимп», выходившего в Самаре с 1995 по 1998 годы в рубрике Словарь «Цирка «Олимп»» Однако затем этот словарь был фактически переписан его автором заново: какие-то понятия были отброшены, как не употребляющиеся сегодня, какие-то заново интерпретированы.
В интерпретации терминов современного художественного языка автор старался избежать эклектики, выстроить весь тезаурус на едином методологическом принципе: литература – это рефлексия символических порядков или различных языков культуры, которая осуществляется автором, художественным субъектом, несущим за эту рефлексию некую ответственность. Поэтому, несмотря на не утихающие разговоры об общих местах литературы, интертекстуальности, центонности и пр., в ней возможна инновация, как возможно и ее отсутствие, работа по технологиям (массовая литература). В современной культуре литература больше не играет роль главного, ведущего искусства, которая в XIX веке и в советские времена делала ее особой формой идеологии (неслучайно до сих пор встречается выражение «литература и искусство»). Последнее, однако, не означает, что литературой не стоит заниматься или что о ней нечего сказать, просто необходим новый язык, учитывающий те колоссальные сдвиги, которые произошли в культуре ХХ века. Один из этих сдвигов – нарастающая роль массовой культуры и массовой литературы, другой - информационная революция. Тем интересней реакция на эти процессы в самом художественном языке, художественном тексте. Что касается традиционного языка теории и истории литературы, то автор не сбрасывает его с корабля современности, а пытается найти точки соприкосновения между ним и новой терминологией.
Трактовку некоторых терминов автор рекомендует сравнить с их интерпретацией в словарях и справочниках культурологического характера.
Архетип
Архив
Виртуальная реальность
Габитус
Герменевтика
Гипертекст
Двойничество
Деконструкция
Дискурс
Идентичность
Инновация (в искусстве, литературе)
Интертекстуальность
Китч (кич)
Литературность
Массовая литература
Метаязык
Миф
Нарратив
Пастиш
Перформанс
Поле литературы
Поп-арт
Постмодернизм
Психоделическое искусство
Реди-мейд
Репрезентация
Ризома
Римейк
Соцарт (соц-арт)
Структура
Трэш
Художественное высказывание
Смотрите также: