Поп-арт

В современной культуре не так уж много понятий, значение которых столь затемнено и мифологизировано, как у слова «поп-арт». Начнем с этимологии. Большинство современных людей связывают ее со словом «популярный». Такой генезис как бы естественно вливает поп-арт в мутное море массовой культуры, художественного ширпотреба. А ведь фактически поп-арт родился как критика масскульта, как ироническая рефлексия на его идеологическую агрессию.

Возникновение поп-арта связано с живописью, и как художественное направление на Западе, он проявился главным образом в визуальном искусстве. ХХ век, расширяя границы художественного языка, вообще склонен использовать обыденные предметы в эстетической функции. Достаточно вспомнить полиматериализм футуризма или  «инсталляции» дадаистов, например, писсуар, выставленный в 1917 году М.Дюшаном в качестве художественного произведения и названный «Фонтан». Мусор цивилизации  становится в таких ситуациях знаком определенного типа культуры, и одновременно идет ироническая оценка претензий и границ самого искусства.

Словечко «поп» (как выхлопной звук) впервые было употреблено в 1947 году Эдуардо Паолоцци в одном из коллажей («Я была игрушкой богатого человека»), который и формировал, и уже художественно обыгрывал эстетику рекламы (здесь была изображена брюнетка в декольтированном красном платье и черных чулках, а также пикирующий американский бомбардировщик и бутылка кока-колы). «РОР» существовал в художественном пространстве работы Паолоцци в виде комиксовой реплики (звук стреляющего пистолета в облачке). Тем самым шло обыгрывание приемов кича и масскульта. Но широкое распространение понятие поп-арта получило после 1956 года, когда англичанин Ричард Гамильтон ввел значок «рор» в свое творение под названием «Так что же придает нашему дому такое разнообразие, такую привлекательность?». «РОР» здесь является надписью на огромном леденце (полное английское название «лоллипоп», но первая часть слова написана мелко и неразборчиво), который держит на манер теннисной ракетки полуобнаженный мужчина с внешностью супермена. Вся картина буквально напичкана предметами современной цивилизации, которые делают жизнь человека комфортной и одновременно становятся той средой, которая формирует, а точнее ассимилирует, личность. Но дело здесь не столько в использовании социально-типового. Уже у Гамильтона реклама и знаки ординарно-житейского комфорта даются в «ироническом модусе», основанном на принципе пастиша (от итальянского «пастиччио» - опера, составленная из отрывков других опер, смесь, попурри, стилизация), который  потом станет одним из ведущих в эстетике и художественной практике постмодернизма. Так, в произведении Гамильтона на стене комнаты рядом с комиксом висит вполне традиционный художественно добротный портрет старинной работы.

Итак, в поп-арте предметы современной цивилизации, возведенные рекламой в ранг универсальных культовых знаков-символов, становились языком, вернее одним из языков культуры, с которыми не без иронии играл художник. Поп-арт исследовал границы принципа мимезиса, с натуралистическим буквализмом воспроизводя в своих текстах бутылочки кока-колы, рекламные плакаты, автомобильные шины и т.д., и одновременно иронически переоценивал эстетику модернизма, помещая эти предметы в сверхреальный, мифологический контекст.
Внешне поп-арт был ярок и бросок и понятен даже непросвещенному реципиенту, содержательно, на уровне закона текстопорождения, он был элитарен и философичен. Фактически поп-арт был одним из первых, если так можно выразиться, программных течений в постмодернизме. «Классический» его период - шестидесятые годы в Америке - Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс, Энди Уорхол.

В литературе на Западе поп-арт не столь проявлен. Но приемы и техника там аналогичны визуальным искусствам. Зато в нашем отечестве поп-арт дал яркие образцы и в живописи, и в литературе. Правда, в России в условиях господства тоталитарного дискурса он проявился в особой национальной разновидности - соцарте. Соцарт (термин В.Комара и А.Меламида) - безусловно, предмет отдельной статьи нашего пособия, скажу лишь, что он имеет дело со специфически советским видом массовой культуры, с «рекламной продукцией» тоталитарного лозунга, с концептами соцреализма. Крупнейшие его деятели: В.Комар, А. Меламид, Илья Кабаков, Э. Булатов, Д.А. Пригов, В. Сорокин и др.

Смотрите также: