Художественное высказывание

Понятие, описывающее специфику креативной языковой деятельности в художественной словесности. В отличие от множества терминов современного художественного языка, понятие «художественное высказывание» центрируется не вокруг фигуры читателя в различных его ипостасях, а вокруг фигуры автора-творца. Художественное высказывание – это эстетическая деятельность субъекта в языке, понимаемом как система дискурсивных практик, репрезентирующая культурные смыслы. Суть деятельности субъекта – в проблематизации актуальных для него способов моделирования реальности в речевых практиках. Таким образом, художественное высказывание – это художественный опыт субъекта в языке, запечатленный в ткани произведения. Понятие «литературное произведение» шире, чем понятие «художественное высказывание», так как включает в себя не только само высказывание, но и его предмет – осваиваемые дискурсы, а также весь смысловой контекст осуществления художественного высказывания.

Художественная деятельность «изымает» дискурсы из области их функционирования, соотносит запечатленные в этих дискурсах мирообразы друг с другом. Таким образом дискурсы превращаются в литературном произведении в материал, в известном смысле слова они становятся «героем» произведения - изображенным миром Другого. Хотя художественное высказывание и осуществляется в системе различных дискурсов, деятельность его субъекта является над-дискурсивной, так как преодолевает смысловую направленность изображаемых дискурсов.
В литературном произведении присутствуют не только «следы» тех дискурсов, которые стали объектом деятельности творческого субъекта (художественного высказывания), но и дискурсы, не ставшие предметом его активности. Иными словами, в так называемом «художественном произведении» не все «художественно», «креативно». Какая-то часть словесного материала не подвергнута рефлексии и входит в произведение как «готовое», «безусловное», «надындивидуальное». Поэтому субъект художественного высказывания как инстанция, отвечающая за инновацию, и автор – понятия, не совпадающие друг с другом. Субъект художественного высказывания входит в структуру автора литературного произведения – автора в широком смысле слова – и находится в отношениях контакта и дистанции с субъектами (авторами в узком смысле слова), которые конструируются, порождаются присутствующими в произведении дискурсами. Итак, художественное высказывание – это понятие, схватывающее механизм инновации в литературе.

Можно выделить три способа создания такой инновации, три ведущих модели (архетипа) деятельности субъекта художественного высказывания. Модель «культурного героя» состоит в освоении художественным субъектом внелитературных дискурсов, в своеобразной прививке их к дискурсам литературным. Эта модель художественного высказывания проявляется во всей литературе нового времени, которая постоянно осваивает новые пласты речи, но особенно ярко – в реалистической литературе. Эта модель активизируется и в связи с освоением литературой субкультурных речевых миров, а также дискурсов философической, психологической, религиозной направленности. Эти дискурсы подвергаются рефлексии с позиции уже освоенных литературой пластов речи, литературных жанров. Механизм эстетической коммуникации здесь основан на «узнавании». Читатель узнает новый дискурс, опираясь на уже знакомые жанровые правила. Узнавание, однако, требует от читателя определенных усилий, выстраивается как процесс, в отличие от традиционной литературы, где узнавание диктовалось жанровым этикетом. От читателя требуется сопоставление литературы с жизнью, с неосвоенным художественной словесностью пространством высказываний.

Вторая модель - «архетип демиурга». Здесь субъект художественного высказывания подвергает проблематизации сам процесс высказывания, творчества. Этот способ высказывания, однако, позиционируется творческим субъектом как новая версия «традиции», которая подвергается ремифологизации. Этой традиции придается статус «меры», позволяющей гармонизировать речевую стихию жизни. «Демиургическая» модель ярко проявляется в барокко, романтизме, модернистских течениях. В акте эстетической коммуникации меняется не объект, но способ его видения. В произведениях, где доминирует демиургическая модель, происходит демонстративное переписывание старых сюжетов, переосмысление устойчивых культурных мотивов. В акте эстетической коммуникации модель «понимания», активизирующаяся в момент формирования демиургического художественного высказывания, постепенно сменяется моделью «узнавания». Эта модель часто встречается в «революционных» произведениях, манифестирующих целые литературные направления, но в рамках этих же направлений быстро принимает характер неких новых конвенций, дискурсов. Яркий пример здесь – судьба романтической поэмы.

Третья модель деятельности художественного субъекта – «трикстер». Здесь творческая рефлексия распространяется не только на нового героя, но и на сами правила высказывания, на жанровые конвенции, на литературные шаблоны. Литературные и внелитературные дискурсы в деятельности художественного субъекта оказываются уравненными. Трикстерский архетип художественного высказывания активизируется в так называемые кризисные эпохи, в периоды слома устойчивой картины мира, крушения авторитетных дискурсов. Он доминирует, например, в литературе постмодернизма. В акте эстетической коммуникации доминирует модель «понимания», при этом триктерское высказывание снимает проблему понимания как приятия читателем позиции художественного субъекта. Оно провоцирует читателя вести собственный поиск, на выбор собственного пути интерпретации тех речевых миров, которые «остраняются» субъектом художественного высказывания. В известном смысле слова, в этой модели художественного высказывания читатель конструирует своего «автора».

Понятие «художественное высказывание» релевантно литературе нового времени, когда художественность определяется не соответствием правилам какого-либо жанра, а связывается с деятельностью творческого субъекта, когда произведение существует как диалог между языками. В современной литературе, которая прибегает к различным «первичным и вторичным речевым жанрам» (М.Бахтин) как к «готовой вещи» (реди мейд), художественный эффект создается не столько уникальностью изображенного мира, сколько отношением художника к миру языка. Опыт новейшей литературы позволяет по-новому взглянуть и на произведения предшествующих периодов, обнаружить в них сходные тенденции креативной деятельности художника.

Смотрите также: