Ризома
Понятие, введенное в 1976 году философами Ж.Делёзом и Ф.Гваттари в совместной работе «Rhizome», впоследствии в переработанном виде включенной во второй том книги «Капитализм и шизофрения. Миллион плато», которая стала одним из базовых произведений постмодернистской философии. Понятие «ризома» используется в современном литературоведении обычно для описания конструкции постмодернистского текста, хотя для создателей этого термина он имел весьма широкий смысл, касающийся конструкции реальности. В этом плане ризома – философская метафора, обозначающая альтернативное (точнее иное) классическому европейскому рационализму понимание мира.
Буквально «ризома» означает «корневище». Метафора «корня», «корней» присуща европейскому мышлению в целом, она часто встречается и в российском контекте. Однако, термин «ризома» обозначает не «стержневой корень», из которого «растет», «развертывается» определенное явление, уже в сущности в нем заложенное и им предопределенное, а скорее «клубень» или «луковицу», «грибницу». В этом философском образе фиксируется гетерогенность явления, то есть его «восходимость» к неисчислимому количеству «источников», так что затруднительно даже становится говорить о его происхождении, генеалогии, отсутствие внутри него центра и иерархии. Ризома – это нелинейная целостность, оставляющая открытой возможность для внутреннего саморазвития.
Понятие «ризомы» противостоит принципу структуры. Структура в данном случае – это целостность, основанная на иерархии и бинарных оппозициях, матрица («калька»), порождающая однотипные явления. Ризома же уподобляется «карте», фиксирующей свободный рельеф местности. В традиционном рационализме «калька» проецируется на «карту», как бы сужая ее богатство. Постмодернистское мышление стремится «карту» спроецировать на «кальку», то есть освободить то или иное явление от жесткой системно-структурной сетки, увидеть внутренний потенциал его развития и богатство возможных контекстов рассмотрения. При этом, стремясь избежать дуализма (бинарности), свойственного традиционному рационализму, оперирующему понятием «структура», постмодернистская мысль не хочет выстраивать новую бинарную оппозицию «структура / ризома»: на «древе» структуры гнездятся ризомы, в ризоме в виде специфических «узлов» возникают структуры. Как у Гете: «Суха теория, мой друг, но зеленеет жизни древо». Если перевести все это на язык литературоведения, то в практике интерпретации иногда может оказаться полезным выйти за границы одной модели и взглянуть на произведение в принципиально ином контексте / контекстах, или сосредоточиться на его «периферийных», «случайных», с точки зрения структуры, моментах. Таким случайным моментом долгое время была графика текста. Однако в творчестве, например, поэта Всеволода Некрасова – графика момент очень существенный, она становится одним из кодов его текстов.
Каждый культурный текст является гетерогенным, имеет множество «корней» и «кодов» (литературных, философских, политических, религиозных и пр.) и, соответственно, множество вариантов прочтения. Современные тексты учитывают это обстоятельство в своей конструкции. Можно сказать, что они, особенно постмодернистские тексты, ризоматичны или ризоморфны, то есть ориентированы на художественный плюрализм. Синонимом ризомы в постмодернистском искусстве служит образ библиотеки-лабиринта. Один из «эталонных» постмодернистских текстов роман У.Эко «Имя Розы», как подчеркивал сам автор в заметках к произведению, был создан под влиянием именно этого образа.
Ризомность как принцип художественного мышления проявляется в таких свойствах современных текстов, как фрагментарность и имитация хаотичности композиции (понятие «ризома», собственно, и символизирует творческий хаос мира), контаминация разнородных жанровых элементов, цитатность, коллажность, выражающаяся, например, во включении в пространство вымышленного текста газетных вырезок, фрагментов реальных политических выступлений, рекламных слоганов и т.д., синкретизм различных областей и родов искусств. Перечисленные особенности воспринимаются как таковые на фоне представления о некой художественной «норме», «традиции». Поэтому, несмотря на все оговорки теоретиков «ризоматического мышления», в современных гуманитарных работах термин «ризома» фигурирует как некая оппозиция «структуре» - целостности, имеющей центр.
Смотрите также: