Постмодернизм

В самом общем плане это понятие  сегодня означает состояние современной культуры и особый тип рефлексии, восходящий к неклассическому философствованию (начиная с Ф.Ницше),  структурной лингвистике, семиотике, структурному психоанализу (Ж.Лакан), неомарксизму, феноменологии, постструктурализму и  ряду других интеллектуальных течений ХХ века. Буквально «постмодернизм»  можно перевести как «постсовременность». Существует несколько версий первого употребления этого понятия, причем «генеалогия» постмодернизма имеет тенденциию все более углубляться в прошлое. По одной из версий, термин «постмодернизм» был впервые употреблен в 1917 г. в книге Р. Ранвица «Кризис европейской культуры», в 1934 году использован Ф. де Ониза для обозначания авангардистских поэтических опытов начала ХХ века. В работах А.Тойнби 1940-х годов «постмодернизм» («постмодерн») обозначает современную эпоху, после первой мировой войны, радикально отличающуюся от предшествующей эпохи модерна. Но большинство исследователей, особенно тех, кто занимается проблемами искусства, полагают, что постмодернизм начинается с 1950-х годов. Регулярно это  понятие стало употребляться с конца 1960-1970-х годов для фиксации новых тенденций в архитектуре и искусстве, прежде всего в литературе.

Существует множество версий постмодернизма, сосредоточивающихся на ключевых моментах, характерных для той культуры, где они формируются: американская, европейская и даже российская, хотя последняя носит популяризаторский характер и заключается в адаптации к отечественным условиям западных понятий.

Для литературоведа важно понимать, что термин «постмодернизм» употребляется сегодня в нескольких значениях: 1)состояние современной культуры, где отношения центра и периферии претерпели (прежде всего в ценностном плане) существенную трансформацию, при этом важную роль здесь сыграла информационная революция; 2)философская парадигма, определенный способ рефлексии современной культуры, противопоставляющий себя не только классической, но и неклассической философии; в этом плане постмодернизм – это некий «метод» интерпретации явлений культуры, социальной жизни, и можно говорить о постмодернистском литературоведении, постмодернистской социологии; 3)постмодернизм как некий художественный код, особенности поэтики.

Второе и третье значение термина  называются текстологическим проектом постмодернизма. При этом постмодернистский подход нередко применяется к классическим текстам (работы американского деконструктивиста Поля де Мана, C/Z Р.Барта), а тексты  с постмодернистским кодом могут быть рассмотрены и в иной исследовательской парадигме.

Текстологический проект постмодернизма  и продолжает модернизм, и противостоит ему. Модернизм стремился выявить некие «первоосновы» бытия  и сознания, что проявилось, например, в таком качестве модернистского искусства, как мифологизм. Постмодернистское искусство вместо базового понятия «миф» утверждает понятие «текст» - свободное пространство означающих, многолинейное пространство культуры, в котором все знаки-символы имеют равноправный статус, где отсутствует иерархия, четко выраженный ценностный центр. Отдельные художественные произведения – это частный случай реализации текста. В такой ситуации автор-творец лишается статуса создателя уникального космоса, становится скриптором, пишущим, своеобразным инструментом языка. Постмодернизм стремится снять оппозицию автора и читателя через понятие игры: скриптор свободно играет языками культуры, демонстрируя их относительность, а читатель, включаясь в игру, выстраивает свой вариант текста, отталкиваясь от организованного скриптором пространства означающих. Постмодернизм стремится создать  так называемые «открытые» тексты.

Постмодернизм как художественный код постулирует размывание границ не только между разными родами, видами и жанрами искусства, но и между искусством и другими языками – символическими порядками. Одним из ключевых  моментов в текстологическом проекте постмодернизма является понятие цитаты. Художественные объекты состоят из цитат, то есть неких материально оформленных фрагментов не принадлежащего скриптору текста.  Так понимаемая  цитата сменяет понятие «художественная традиция» Цитата в постмодернизме – это кирпичик, единица художественного мышления, в которой сложное предстает как элементарная составляющая сверхсложного (принцип «серийного мышления»). На практике это реализуется в многочисленных отсылках и культурных аллюзиях, ассоциациях, которые порождает постмодернистское произведение.

Поскольку в постмодернизме утверждается равноправие всех языков культуры, то важнейшим его положением, восходящим к американской версии (как известно, американская культура с самого начала имела демократический характер и ориентировалась на художественный рынок, на читателя), является  провозглашение стирания границ между элитарным и массовым в искусстве. Однако этот тезис не стоит абсолютизировать в том смысле, что постмодернистское произведение может быть с равным интересом воспринято и компетентным, и наивным читателем.  В данном случае речь идет о том, что материалом, объектом и предметом рефлексии в постмодернистском произведении могут стать и становятся образы, символы и жанры массовой культуры, как в поп-арте (Энди Уорхол), соц-арте (Д.А. Пригов, В.Сорокин, В.Пелевин).  Однако по уровню рефлексии эти тексты все же очень сложны и не пользуются таким уж массовым успехом.

«Героический период российского постмодернизма» (выражение критика В. Курицына) пришелся на конец 1980-1990- е годы. В дальнейшем его «приемы» были растиражированы и стали  в известном смысле достоянием массовой культуры.  Литературный постмодернизм (в особенности, российский), которому посвящено немало монографий и статей, сегодня нуждается в новом осмыслении, а, возможно, и переосмыслении. В силу особенностей российской истории, «Москва - Петушки» Вен. Ерофеева, «Пушкинский дом» А.Битова, «Русская красавица» В.Ерофеева, романы Саши Соколова и другие «эталонные» тексты отечественного постмодернизма  продолжали прерванный проект  модернизма. Об этом свидетельствует, например, весьма активная роль автора в этих текстах, стремление его переозначить культурные факты и выстроить новую, концептуально вполне последовательную, версию культуры. Ряд критиков высказывают мнение, что русский постмодернизм как специфическое явление художественной литературы завершился и ему на смену наряду с  современной глобальной массовой культурой приходят иные «художественные парадигмы» («новая искренность», «постреализм» и пр.).

Смотрите также: