Инновация (в искусстве, литературе)
Вопрос о том, как в искусстве возникает новое, как оно соотносится с традицией и как новое само становится ценным (валоризуется), а потому достойным помещения в культурный архив, является одним из самых сложных в эстетике, искусствознании, литературоведении. При этом инновация понимается не как некое абсолютное качество, но как функция художественной коммуникации. Другими словами, инновация - это своеобразная равнодействующая 1)авторской стратегии, 2)читательской рецепции и 3)институциональной (посредством общественных институтов, т.е. критики, литературоведения, академии и пр.) классификации произведения.
В традиционном обществе искусство ориентируется на готовые образцы и здесь ценится не новое, но виртуозность воспроизведения традиции. Однако для европейского искусства (во всяком случае, для европейского искусства нового времени) инновация является основным принципом функционирования. В культурный архив попадает только то, что в свое время оценивалось как новое. Произведение искусства, сделанное полностью по культурным образцам, не представляет, не репрезентирует традиции, поскольку отвергается как эпигонское. Сама традиция требует от искусства оригинальности, инновационности.
Как же осуществляется инновация в искусстве? Любой культурный жест осуществляется уже на фоне существующих культурных ценностей. Этот жест может быть сделан по образцу уже признанных, но может быть также и негативным, контрастным, инновационным. В этом случае новое сознательно дистанцируется от старого, сознательно делается иначе, нежели старое. Сам по себе разрыв с традицией также не нов и имеет свои образцы в культурной традиции. Любое новое возникает, таким образом, как комбинация сложных и сознательных стратегий, которые имеют свои культурные прецеденты. Чтобы ввести культуру что-то новое, нужно обратиться в тому, что в данный момент не входит в культурный канон. Внекультурное – банальное, незаметное, отталкивающее, странное, экзотичное, неценное ( профанное), примитивное, вульгарное, случайное и т.д. – становится материалом инновации. Инновация состоит в том, что определенные элементы внешней реальности, ранее считавшиеся неценными, используются в контексте ценной культурной традиции, а другие элементы, ранее считавшиеся ценными, напротив, отвергаются и тем самым лишаются ценности (профанизируются). Иными словами, самой общей формой инновации является «переоценка ценностей» (формула, впервые предложенная Ф.Ницше).
Говорить об инновации можно только на фоне традиции, внутри которой тоже работает механизм переоценки ценностей. В каждом произведении искусства можно выделить валоризованный (освященный традицией) и профанный слои, которые находятся в сложных отношениях между собой, даже иногда меняются местами, если меняется перспектива, в которой данное произведение искусства рассматривается. Но между этими слоями всегда присутствует некая граница. Произведение искусства не может просто репрезентировать профанную среду, поскольку ставит профанные вещи в определенное отношение к художественной традиции. Хрестоматийный пример: поэма А.Блока «Двенадцать», где профанный язык революционной улицы соотносится с уже валоризованным сюжетом символистской теургии. Инновационное произведение искусства всегда выступает как посредник между валоризованной культурной памятью и профанной средой.
В современной культуре принцип инновации не предполагает канонизации самой инновационной стратегии, напротив, на своих подражателей современный художник смотрит как на тех, кто его стратегию профанирует, тиражирует, делает массовой, а потому неценной. Это происходит сегодня со многими приемами соц-арта, в частности, с использованием в тексте различных лозунгов, идеологических клише и т.д. в качестве обесцененных символов чужого сознания, которые стали основой так называемого «стёба» – языка желтой прессы и массовой публицистики. Современные инновационные произведения тщательно учитывают границу между профанным и культурно ценным. Обычно то, что уже неценно в культуре берется сплошной цитатой, но то, что продолжает ощущаться как ценность, предварительно деконструируется в рамках самого произведения, чтобы впоследствии быть валоризованным заново. В качестве примера можно привести работу В.Пелевина с идеологическими клише нашего времени в романе «Священная книга оборотня». Здесь полуофициальная метафора «оборотни в погонах» (о коррумпированных «силовиках»), становится основой сюжета, вписывающего коллизии современной российской политической, экономической и культурной жизни во вневременной конфликт добра и зла.
Смотрите также: