Архив

Архив культуры – сумма культурных ценностей, содержащихся в музеях, библиотеках и прочих хранилищах, а также навыков, ритуалов и традиций обращения с этим архивом. Иными словами, в архив входят не только произведения искусства, но и способы и методы их интерпретации, теории и методики работы с культурными феноменами.

Любая культура организована иерархично. В ней прежде всего выделяется то, что можно назвать организованной, или структурированной, культурной памятью. В современной культуре эта память представлена в библиотеках, музеях и пр. Такая материализованная культурная память обслуживается различными, также иерархично организованными институтами (например, академическое литературоведение), которые обеспечивают ее сохранность, отбор новых образцов, в также удаление тех старых образцов, которые оцениваются как устаревшие и не характерные для данной культурной традиции. На деле в культуре присутствует не один, а несколько архивов. Внутри себя каждая культура неоднородна, т.е. состоит из различных субкультур со своими приоритетами и принципами отбора в архив. Для каждой культурной традиции характерны своя система хранения. Поэтому любая культурная иерархия в известном смысле относительна.

Однако в наше время усиливается процесс универсализации и формализации системы культурного хранения в мировом масштабе. Единая система музеев, библиотек и других способов хранения культурной информации все более обособляется от конкретных культур и создает общий запас хранимого и признающегося культурно ценным.

Понятие архива соотносимо с более привычными понятиями «традиции» и «классики». Архив определяет то, что признается традицией, при этом подчеркивается роль социальной коммуникации и различных культурных институтов в этом установлении. Чтобы войти в архив, то или иное произведение не просто должно быть признанно ценным чьим-нибудь субъективным мнением. Это «мнение» должно быть авторитетным, поддержанным институционально. При этом институты могут быть как господствующими, так и альтернативными. Так, в советское время существовал архив неофициального искусства, состоящий из «имен» тех авторов, что не были признаны официальным искусствознанием и литературоведением, произведения которых не хранились в советских музеях, не включались в школьную и вузовскую программы, в справочники и энциклопедии. Понятие архива подчеркивает, с одной стороны, изменчивость традиции, а с другой, ее множественный характер.

Для одного из теоретиков архива культуры - искусствоведа и философа Б.Гройса - он является понятием «экономики культуры», если понимать экономику широко - как оперирование ценностями. В последнее время культурные явления все чаще описывают при помощи метафор экономической деятельности, социальной коммуникации, что отчасти связано с поисками «объективной», т.е. внешней самому художественному процессу позиции его анализа. «Экономическое» понятие культурного архива в этом плане выглядит более идеологически нейтральным, чет понятие «классики» («канона), которое включает корпус произведений и их авторов, считающихся особо ценными и потому достойными передачи из поколения в поколение. Функции классики, которая состоит из произведений прошлого (например, для русской литературы это ХIХ век), шире, чем функции архива, так как классика не только узаконивает ценности, но и создает идентичности, определяет модели поведения, предлагаемые всем представителям данной культуры через систему школьного преподавания. Понятие архив относится не столько к классике, сколько к современному искусству, в частности к искусству ХХ века. Современное искусство не столько представляет единство культуры, сколько проблематизирует границу культуры и искусства. Это связано в значительной степени с формированием на рубеже ХХ века массового общества и массовой культуры, которая, используя темы классики, высокой культуры, архива, профанизирует, банализирует их, превращая в коммерческие ценности. Важно подчеркнуть, что коммерческая массовая культура лишена структурированной культурной памяти и не имеет своего архива.

Смотрите также: