Соцарт (соц-арт)

Этим понятием обозначают движение московских художников и литераторов, возникшее в начале 1970-х годов. Термин был придуман Виталием Комаром и Александром Меламидом по аналогии с поп-артом (первоначальное написание соц-арт). Это своеобразная языковая контаминация  социалистического реализма с поп-артом. К «классикам» соцарта относят кроме В.Комара и А.Меламида, художников Э.Булатова, И. Кабакова, А.Петрова, Г.Брускина, Б Орлова, поэта Дмитрия Александровича Пригова, прозаика Владимира Сорокина. Иногда соцарт отождествляют с концептуализмом - явлением более  широким, в котором критика языка не ограничивается игрой с соцреалистическими мифологемами.

Соцарт - это поп-арт в соцреалистической среде. Он столь же похож на своего западного двойника, как тот свет на этот, то есть с точностью до наоборот. «Натуральные вещи, выставленные в музеях,  хотя бы и через абсурд, высказывают какие-то особые, часто существенные стороны «бытия», а произведения «поп-арта» демонстрируют рекламы чего-то и этим «витринам» что-то соответствует «внутри» магазина, они... обещают «что-то реальное», на самом деле существующее. Нашим рекламам, призывам, объяснениям, указаниям, расписаниям - все это знают -  никогда, нигде и ничто не соответствует в реальности. Это есть чистое, завершенное в себе высказывание, «ТЕКСТ» в точном смысле этого слова»,  - писал художник  Илья Кабаков о культурной почве соцарта.  Дискурс здесь превратился в субстанцию, а место «реди-мейд» в соцарте заняла идеологема тоталитарного сознания. Она стала объектом художественной рефлексии. На уроне стиля соцарт использует как тотальный символизм советского искусства, когда каждая деталь получает оправдание не внутри текста, а в системе партийно-государственных установок, так и эстетику примитива, наивного реализма, граничащего с фотографичностью. Идеологемы тоталитарного сознания читаются соцартом как художественные структуры, часто равные среди прочих, и тогда соцарт вплотную подходит к проблеме аутентичности художественного высказывания как такового. Другими словами, соцреализм, и прежде всего сталинское искусство, воспринимаются соцартом как чистая поэзия  вне публицистической проблематики о правдивости и лживости.

О соцарте уже немало сказано, к нему привыкли, сделали объектом тиражирования. Всеволод Некрасов ввел даже специальное словечки «пригота» и «кабаковина» (от фамилий мэтра поэтического соцарта Дм.А. Пригова и художника-инсталлятора Ильи Кабакова), коими обозначает потерявшие новизну и творческий смысл приемы обыгрывания риторики   идеологизированного советского искусства. Писатель Владимир Тучков в «Записках их клинической палаты» пародирует соцартовскую стилистику Владимира Сорокина, когда восторженный пафос на тему «пламенного мотора» вдруг оборачивается  нагнетанием немотивированной жестокости.

Критика закосневшего соцарта вполне справедлива. Однако не хотелось бы, чтобы с мутной водой в очередной раз выплеснули ребенка. Основатели направления, исключающего даже намек на неотчужденное высказывание, В.Комар и А.Меламид  с 1990-х годов предпочитают интерпретировать понятие «соцарт» ( соц-арт)  как творческую стратегию, сочетающую  «общественное», точнее «массовое», т.е. «соц», и индивидуально-рефлексивное, собственно художественное, т.е. «арт», начала. Другими словами, речь идет о художественной работе с формами массовой культуры, со стереотипами массового сознания. Однако нельзя сказать, что в результате подобной трансформации программных установок соцарт эволюционирует в поп-арт, подобно тому, как соцреализм превращается в наши дни в массовое искусство с государственным пафосом (жанр патриотического боевика, или повествования об особых путях национальной истории). В любом случае речь идет о  социальных мифах,  а не о  «готовых вещах». Плакатность, заимствованная из искусства соцреализма, - предел, к которому стремится всякое идеологизированное искусство, в соцарте, по-видимому, является одним из фундаментальных признаков. Примером этому может служить уже «постперестроечная»  картина В.Комара и А.Меламида «Явление Исуса Христа бурому медведю» - своеобразная квинтэссенция русского искусства, каким бы его желал видеть народ.

Смотрите также: