Трэш

Трэш – от англ. trash – хлам, отбросы, дрянь, макулатура (о книге) – один из стилей современного искусства, главным образом визуального, близкий к китчу. Основное отличие трэша от китча заключается в его особой брутальности, намеренно задевающей лучшие чувства и моральные принципы  добропорядочного носителя среднего вкуса.  В этом плане трэш  можно назвать своеобразным авангардом китча. Если китч банализирует «высокие»  темы культуры, стараясь «сделать красиво», то трэш намеренно использует исключительно «низкие», «грязные» мотивы. Он изобилует сценами насилия, секса, отвратительными подробностями, компрометирующими тех персонажей, которых китч изображает исключительно положительно. Все это сделано  плохо, непрофессионально, с нарушением всех правил искусства.

Аутентичность трэша или намеренное использование его как своеобразного языка современной культуры – вопрос не принципиальный. В представлении сегодняшних интеллектуалов, трэш – явление, возникающее на границах  искусства нашего времени, в основе своей массового, китчевого.  В этом смысле трэш эксплицирует, выводит наружу скрытые механизмы продуцирования и функционирования массовой культуры. Таким образом, трэш – это некая стратегия  рефлексии  китча,  проявляющая себя  в процессе создания и интерпретации  продуктов культуры. Например, роман А.Проханова «Господин Гексоген» в 1999 году был выпущен известным издательством интеллектуальной литературы  Ad Marginem с маркером «трэш».

А.Проханов, еще в советские времена прозванный критиками «соловьем генштаба», создал  конспирологическую версию трагического события взрыва жилых домов в  Москве, персонажами которой стали «похожий на жирную белку» олигарх Б.Березовский, злонамеренные и патриотичные деятели спецслужб,  известные журналисты и некий «наследник», в облике которого без труда узнавались черты второго президента России.  В романе патриотическая патетика  сочетается с откровенной эротикой, публицистика с мистикой. Все это написано цветистым метафорическим языком (например, креветки на блюде сравниваются здесь с бабами в русской бане). Роман Проханова стал бестселлером среди  интеллектуалов, находивших эстетическое удовольствие в  этих немыслимых контаминациях бульварных мотивов. Позднее издательство учредило специальную трэш-серию, в рамках которой была опубликована, например,  книга журналистки Ю.Трегубовой «Записки кремлевского диггера» - мемуары в жанре «желтой прессы». 

Одним из первых в литературе трэш начал использовать В.Сорокин. В своих ранних произведениях он дополняет китчевую эстетику массовой (в смысле тиражируемой) литературы соцреализма элементами брутальности – сценами насилия, секса и целыми пластами бессмысленной  или матерной лексики, выявляя  почти метафизическую природу «ортодоксального» дискурса

Смотрите также: