Дискурс

Дискурс – понятие, широко используемое сегодня в гуманитарных науках для характеристики социального механизма функционирования языка. Дискурсу посвящено гигантское количество литературы и зарубежной, и - со второй половины 1990-х годов - отечественной. В каждой области знания понимание дискурса имеет свою специфику, при этом даже внутри одной дисциплины у представителей различных научных школ и направлений есть свои «оттенки» (порой весьма принципиальные) в трактовке этого термина.

В классической риторике под дискурсом понимался логический порядок высказывания. Однако со второй половины ХХ века под влиянием структурной лингвистики, психоанализа Ж.Лакана и социальной теории высказывания М.Фуко это «первоначальное» значение претерпело существенную трансформацию. Естественно, что в рамках данного пособия из всех многочисленных оттенков понятия «дискурс» будут выделены именно те, которые помогают в описании современного художественного языка.

Самое общее определение дискурса можно сформулировать так: социальный механизм порождения речи. Любая человеческая деятельность, связанная с языком, осуществляется через своеобразные речевые произведения. Дискурс в этом смысле – это использование естественного языка для выражения определенной ментальности, своеобразный «язык в языке». Дискурсом называют принятый в данном социокультурном контексте способ конструирования знания о каком-нибудь предмете, т.е. набор идей, образов и практик, которые собственно и материализуют в языке представление о том или ином предмете, задавая правила его обсуждения. Если сказать совсем просто, дискурс задает правила говорения, которые превращают конкретное явление в семиотический факт, придают ему определенный культурный смысл. Дискурсами в этом случае выступают целые отрасли речевых продуктов, различающиеся по дисциплинам (научный дискурс, политический дискурс, марксистский дискурс, психоаналитический дискурс), исторически (просветительский дискурс, перестроечный дискурс) и, конечно, идеологически (тоталитарный, либеральный дискурсы). Последнее различение, с точки зрения одного из основателей современной теории дискурса М.Фуко, является определяющим, хотя зачастую и скрытым, «утаиваемым» дискурсом. Его анализ дискурса и в «Археологии знания» и в многотомной «Истории сексуальности» как раз и заключался в выявлении и критике идеологических и властных установок дискурсов, вскрытии мнимости их «объективистской» природы. Наиболее последовательно приведенное выше определение дискурса используется сегодня в социологии, в частности, в гендерных исследованиях с целью критики идеологии неравенства, скрытой в различных способах публичного говорения о проблемах пола.

Для литературоведения социологическое понимание дискурса имеет весьма существенное значение, так как язык в его социальном функционировании, дискурсы, становятся материалом художественной деятельности. Дело в том, и на это указывал еще М.Бахтин в своей классической работе «Проблема речевых жанров», мы усваиваем язык не из грамматик и словарей, а в том виде, в каком он существует в реальной социокультурной коммуникации, представленной различными «речевыми жанрами», первичными (устными, функционирующими в повседневном общении) и вторичными (письменными). В этом виде «слово» в литературе всегда отсылает к какой-либо культурной среде с ее идейными установками. Иначе говоря, слово в литературе несет в себе отпечаток прежних смыслов, которые «прилепились» к нему в исходных речевых жанрах, дискурсивных практиках. Употребляемое М.Бахтиным понятие «социолект» (в значении язык определенного социального слоя, социальной группы) весьма близко понятию дискурс, разработанному М.Фуко.

Литературный жанр, если под ним понимать некую систему правил конструирования образа мира в произведении, тоже может быть назван дискурсом. При этом стоит учитывать, что в литературе нового времени категория жанра вычленяется только на абстрактном уровне. Это означает, что конкретное произведение в определенных элементах своей организации манифестирует определенный жанр (например, пушкинская «Элегия» 1830 года или элегии И.Бродского), однако смысл произведения не может определяться только правилами жанра. Неслучайно, так широко употребляется в литературоведении понятие «неканонических» жанров, восходящее к М.Бахтину и подчеркивающее ненормативный (а значит – недискурсивный) характер литературных форм нового времени.

Однако в литературоведении, в частности такой его области, как нарратология (теория повествования), используется и иное значение слова «дискурс». Оно близко понятию «сюжета», как его трактовали формалисты, противопоставляя сюжет «фабуле» - событийной канве произведения. В повествовательном тексте выделяются три уровня: 1)предмет повествования, или история (у формалистов это примерно соответствует фабуле), 2)повествование в собственном смысле слова, уровень рассказа, или дискурс (у формалистов – сюжет); 3)уровень наррации, т.е. повествовательный акт в целом, имеющий место в реальной или вымышленной ситуации. Другими словами, под дискурсом здесь понимается «текстовое бытие истории», повествовательный текст, в котором история означивается на уровне самого повествования, где определяющими становятся такие категории, как тип нарратора (повествователя), залог, фокализация и пр. В этом смысле заглавие ставшей уже классической работы французского нарратолога Ж.Женетта «Повествовательный дискурс» является в некотором роде тавтологичным, так как дискурс - это, собственно, и есть повествовательный текст в его особой организации. Это подчеркивал еще Р. Барт, который принципиально называет повествовательный художественный текст дискурсом, проводя аналогию между его организованностью и грамматической структурой предложения. В современной прозе смысл генерируется именно на уровне дискурса: здесь «история» не просто означивается, но и в известном смысле порождается. В качестве примера можно привести роман М.Кудзее «Мистер Фо», где история Даниэля Дефо, создателя «Робинзона Крузо», преподносится как записки чудом спасенной пленницы, которая вместе с Пятницей разыскивает знаменитого сочинителя, то есть представлена как рассказ персонажа о собственном авторе.

Наконец, в современном отечественном литературоведении получила распространение «теория эстетического дискурса» профессора РГГУ В.И. Тюпы. Ученый рассматривает дискурс, опираясь на работы Т.ванДейка, как коммуникативное событие возникновения информации в ситуации субъекта, объекта и адресата. Дискурс, в его понимании, - это коммуникативная стратегия текста (явления языка), в которой выделяются три функции: креативная (соотносительность с внетекстовой реальностью субъекта-творца), референтная (соотносительность с внетекстовой реальностью объектного содержания высказывания) и рецептивная (соотносительность с внетекстовой реальностью адресата-реципиента). Среди различных типов дискурса выделяется «эстетический дискурс». Его отличительное свойство заключается в том, что содержанием сообщения в таком дискурсе служит личность. Сообщение в эстетическом дискурсе приобретает характер автокоммуникации, актуализации личностью своей целостности, которая достигается тем, что этот дискурс предлагает не новую ментальность (героическую, трагическую, идиллическую и пр.), а «новый язык для ее актуализации». Выделяются и некоторые признаки этого «нового языка»: особая фоника, для которой характерная факультативность вокализации; мотив как единица художественной семантики; чистая и абсолютная предикативность – т.е. качества, уподобляющие «эстетический дискурс» языку «внутренней речи». К сожалению, практическое применение «теории эстетического дискурса» В.И. Тюпы, так сказать, методика анализа конкретных текстов в свете положений о коммуникативном событии, пока не обладает достаточной строгостью в своей реализации.

Выбор того или иного смысла понятия «дискурс» зависит от тех задач, которые ставит перед собой исследователь литературы.

Смотрите также: