Новости

Философский семинар «Современное искусство и философия: экраны сознания»

VIII международная биеннале современного искусства «Экран между Европой и Азией»

22-25 августа

Организатор – творческая лаборатория «Территория диалога» СГАУ.
Модератор семинара – кандидат философских наук, доцент Е.Д.Богатырева.
Сайт биеннале: http://ru.shiryaevo-biennale.ru/2013-/-0908-31082013

Время проведения семинара в Ширяево
22 августа: 11.30 – 14.30 – доклады.
23 августа: 11.30 – 14.30 – доклады.
24 августа: 18.00 – 20.00 - обсуждение.
25 августа: 10.00 – коллоквиум.
Место проведения – Историко-музейный комплекс в с. Ширяево.
Контакты:
М.т.: +79608187323. Елена Богатырева.
В Контакте: http://vk.com/feed#/club27466718

Докладчики:
Елена Богатырева (Самара, факультет фундаментальных наук, СГАУ),
Дмитрий Клеопов (Москва, Институт изучения природы времени),
Михаил Богатов (Саратов, философский факультет СГУ),
Игорь Кобылин (Нижний Новгород, кафедра социально-гуманитарных наук, НГМА);
Ирина Саморукова (Самара, филологический факультет СамГУ).

 

Анонс докладов

Елена Богатырева
Онтологические модераторы видения: к вопросу о топологии искусства и философии
Выступление посвящено проблеме доступа к реальному, которая во многом обязана распространению искусственных машин зрения, изменяющему план чувственного опыта и его описания, содержащему до конца не осознанный вызов для мышления, связанный с удвоением образа реального, включением в него параметра скорости и прочими допущениями, повлекшими, в частности, признание за любым актом языка и сознания свойства медиальности. Искусство и философия, постоянно проясняющие новые модусы (основания) своего осуществления и определяющие свои возможности уже в условиях и во многом на языке постоянно развивающегося технического постава, отменяющего и модифицирующего их прежние способы сообщения, имеет смысл рассмотреть как своего рода онтологические модераторы видения реального.

Дмитрий Клеопов
Сенсорные экраны сознания
Один из основных вопросов современной философии – соотношение сознания как формы видения предмета и его содержания. В эстетике ему в какой-то мере соответствует вопрос о соотношении формы и содержания, который всегда вписывался в более широкую перспективу вопроса об отношении художественного творчества или, шире говоря, художественного сознания, к реальности. Собственно, интерес к восприятию, условиям и порядкам его осуществления позволяет встретиться философам и художникам и задаться общими проблемами. Вероятно, мы движемся к миру кинестезии, и, соответственно, кинэстэтики, миру смешанных и синтетических восприятий. Для прояснения современного положения вещей полезно проследить, как в разные эпохи возникали сенсорные экраны отражения реальности и какие из них собственно "солировали".

Михаил Богатов
Истории, которые рассказываются сами
Выступление посвящено критике той особой формы зачарованности, с которой люди слушают случившиеся с другими людьми истории. В связи с этим речь пойдёт об утрате и трансформации нарративности в современном искусстве. Задействован онтологический план обсуждения.

Игорь Кобылин
Образ, аффект, биополитика
Выступление посвящено критике репрезентации в эпоху радикально изменившейся мировой конъюнктуры. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда Закон не просто совпадает с собственной противоположностью, но и публично демонстрирует это совпадение в глобальной медиасфере. Зазор между пристойной, но обманчивой видимостью и скрываемой ужасной реальностью, в котором с таким удобством размещалась традиционная философская, политическая и артистическая критика, стремительно исчезает. Тиражируемые образы реального насилия (террористического, военного, полицейского), где перформативное измерение стирает границу между событием и его медиатизацией, работают на биополитическую эксплуатацию сознательно нагнетаемых и поддерживаемых страхов. Соответственно основная задача предлагаемого сообщения – попытаться заново проблематизировать критический потенциал как актуального искусства, так и философской рефлексии. Потенциал, позволяющий противостоять гипнотической силе аффективных образов «политического возвышенного», которые используются современной властью.

Ирина Саморукова
Художественное высказывание и проблема идентичности в современном искусстве
Современное искусство в отличие от искусства модернизма отходит от работы с индивидуальной идентичностью художника и обращает своё внимание на работу с групповыми идентичностями (гендерными, политическими, национальными и пр.). Это предполагает работу с медиасредой, в которой любая идентичность сегодня во многом образуется. Современное искусство при этом не только рефлексирует над уже сложившимися медиаидентичностями, но и обнаруживает в себе потенциал к формированию новых, отвечая социальному запросу на образование посредством групповых идентичностей горизонтальных структур общества.


Опубликовано: 28 июля 2013 | Другие новости