Новости

Выставка Союза художников города Штуттгарта

Министерство культуры Российской Федерации
Приволжский филиал Государственного центра современного искусства

Министерство культуры Самарской области
Галерея «НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО»
САМАРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

САМАРСКИЙ РОБФ «Центр современного искусства»

в рамках 20-летия партнерских отношений городов Самара и Штуттгарт

24.10 - 10.11.12
выставка
Союза художников города Штуттгарта
stuttgarter kunstverein e.v.
МОЯ МАСТЕРСКАЯ
Куратор Ханнс- Михаель Руппрехтер
Открытие 24.10.12 в 19:00

В каком-то смысле выставка "Моя мастерская" - это групповой автопортрет современных художников в атмосфере рабочих будней.
В фокусе осмысления два вопроса: «Где рождается индустрия смыслов и как образует себя авторская субъективность сегодня?»

Идея проекта принадлежит Ханс-Михаелю Руппрехтеру, куратору Штуттгартского союза художников /stuttgarter kunstverein e.v./. В начале этого года он обратился ко всем желающим прислать фотографии по теме с обещанием напечатать их в формате А4. К февралю выставка с успехом открылась, она насчитывала 215 работ международных участников.
http://meinatelier-mystudio.tumblr.com/

Все работы были экспонированы в обычных полиэтиленовых файлах. Эта нарочитая офисная упаковка подчеркивала равенство продукта, погружая смотрящего в ритм фабричного конвейера.

Перед зрителем открывается индустрия нематериального производства, где легко вычленяются его основные приметы: много пластиковых вещей, компьютеры разных поколений, большинство пространств похоже на заводские склады. Печать урбанизма, как пыль, окутывает сознание.
Труд и место - актуальный аспект для размышления о современном искусстве сегодня. Нематериальный труд мутирует. Художники попадают под статью «прекаритета».
Их все чаще соотносят с "децентрализованными формами трудовых отношений и частичной системой занятости", что, конечно же, «ведет к неуверенности в завтрашнем дне в положении общей экономического нестабильности». Такое отношение провоцирует художника быть в стане вечной оппозиции. Огромная часть современных проектов построена на полном смешении художника и социума. И даже более того: художественное произведение только тогда признается легитимным, когда  является неоспоримым политическим жестом, лучше взрывом. Это  делает  задачи искусства утилитарными. Автор вынужден находиться в заведомо вторичной позиции.
В этой ситуации формат «своей студии» приобретает огромное значение, будь то бескрайний лофт или скромная жилая комната,  уголок сада или даже улица. Это родное место выступает в роли панциря, защищающего художника и вычленяющего его жизнь из рутины повседневности. 
И здесь прорисовывается другой пласт восприятия мастерской художника, через который можно попытаться прояснить условия реализации свободы художника в постиндустриальном мире, то, как задается новая аутентичность художественного дела.

Также важно отметить, что эта выставка приобретает особое значение для самарской арт-сцены. Есть такой термин «гений места».  Так, безусловно, можно сказать и об этой выставке. Общественный союз художников Штуттгарта впервые приехал в наш город в 1996 году. И это повлияло на то, что уже в 97-ом в Самаре (ранее  «закрытом» городе с советским названием) была организована первая профессиональная общественная организация «Центр современного искусства», которая действует и сейчас.
За это время было реализовано немало общих проектов, в этом году уже 16-ый участник получил стипендию для художников в Штуттгарте по программе партнерских отношений  между городами.  СРОБФ «ЦСИ» вместе с Stuttgarter Kunstverein e.v. с 1999 года сделали 7 Ширяевских биеннале современного искусства.

Наши идеи смогли реализоваться, потому что передавались из рук в руки. И мы всегда знали, что есть наши дома – наши мастерские.
На этой выставке много работ тех, кто показывал свои проекты в нашем регионе.
Вот Питер Хаури смотрит в монитор посреди целлофановой разрухи. Сразу веришь, что ему комфортно, он вне реальности, он и по Волге смог плыть в лодке с оторванным днищем. Вот полки Юргена Кирспеля, вот Унтервергер свесился вниз головой, вот Сильвия Штефан среди листвы, вот Кришна, вот Андреас Бер и многие…  они нам «не другие».
И, наконец, файл с мастерской Х-М. Руппрехтера, но не той, что в кунстверайне, где уже второе поколение самарцев размышляет над тем, что «выставлять можно всё!». А довелось ему вдруг купить себе дом художника - настоящую мастерскую. И что мы видим – крыши деревенского  дома с надворными постройкам и садом, где сразу узнается изба, где он живет во время проведения Ширяевской биеннале. К сожалению, из фото не ясно, что он сидит в саду в кресле 60-х, возможно с друзьями, если это вечер - они костер развели и что-то готовят. Участок стоит на горе, перед ними простирается город, на фоне пейзажа установлен телевизор, включен спортивный канал, где бесконечно красивые люди бесконечно бегут к победе. Где всё «up two date», где знают «Что делать?».

Но что делать художнику, чтобы сойти с конвейера и быть «самостью творца неравного самому себе» - выставка «Моя мастерская», безусловно, ставит этот вопрос перед своими зрителями.

Неля Коржова

На открытии выставки в 19:30 состоится панельная дискуссия «ТРУД И МЕСТО»
Модератор – Илья Саморуков, кандидат филологических наук, преподаватель СамГУ.
Авторские презентации самарских художников:
Олег Елагин, Андрей Сяйлев, Фрол Веселый, Иван Крюков

 

Выставка работает ежедневно с 10:00 до 20:00
в галерее «Новое пространство
Самарской областной универсальной научной библиотеки
по адресу: пр. Ленина, 14а.

Выходной - вторник

 

КОНТАКТЫ

Самарский отдел Приволжского филиала
Государственного центра современного искусства.
Тел. + 7 (846) 332 32 96
korzhovanelya@gmail.com
www.ncca.ru

Галерея "Новое пространство"
Самарской областной универсальной
научной библиотеки
по адресу: пр. Ленина, 14а
Tел. 334-22-99
E-mail: ckt@lib.smr.ru


Опубликовано: 15 октября 2012 | Другие новости