Этого мне достаточно
Артём Осокин
Артём Осокин — поэт. Родился в 1993 г. в селе Северском Коломенского района Московской области. Выпускник литературного института им. Горького (семинар Е. Ю. Сидорова). В 2019 окончил аспирантуру Литературного института. Публиковался в альманахе «Артикуляция», в журнале поэзии "Флаги", на сайтах «Stenograme», «Полутона», «Новая карта русской литературы» (раздел «Студия»). Лонг-лист литературно-критической премии «Неистовый Виссарион» (2021). Живёт в Люберцах.
***
«Ох и люблю же я вас, мальчишки», —
и ладонь на плечо ложится.
Попросила отдать ей на время пакет с мороженым.
Мол, разделит потом, когда настанет момент.
Спорить я не решился: пускай растает.
Меня беспокоит другое,
один нюанс.
мама
вышла замуж
за Мединского.
Когда у них только наклёвывалось,
я думал, она не клюнет.
Когда зачастил на обеды,
я ел обеды.
Убедил себя крепко: то не моя борьба,
а теперь вот глотаю вопрос:
мама, зачем? —
так и не заданный;
ни в ЗАГСе, ни после ЗАГСа —
в очереди за эскимо и фруктовым льдом.
Помогаю ей угнездиться в мотоциклетной люльке,
по возможности пряча глаза от нового папы.
Мединский садится за руль;
я — позади Мединского.
Нос прошибает кожей байкерской куртки
с эмблемой «Ночных Волков»,
мокрой шерстью, сырым подъездом, гудящим от прений;
там обсуждали законы абстрактной «улицы»,
нам же — нечего обсуждать:
все понимают всё.
С губ его сорвалось: АУФ?
Неужели Мединский решил навести мосты —
поколенческие, культурные — да, неумело,
и отсылочкой не по адресу, но по мере
своих возможностей?
Отвечаю
(столь же неловко пытаясь принять подачу):
не обессудьте, но вы везетё шпану...
Он же снова: ауффф... —
(тяжёлый капустный выдох
после маминого борща),
и помчал нас вдоль набережной;
манёвр оказался ложным.
Как ни старался вжиматься в сиденье, найти опору,
моцик настолько раздолбанный оказался,
что пришлось ухватиться за талию отчима,
а слезящимися глазами —
вцепиться в рукав рубашки,
что выбился на ветру из-под чёрной кожи
и трепался почти как ленточка на руле.
Торможение. Парапет
на Воробьёвых горах
отделяет наше молчание от музыки с теплохода.
Там — витальность корпоратива,
здесь — кабинетная пыль,
не сбитая встречным потоком воздуха;
сладкая жирная капля,
ползущая по запястью.
«И мы тебя тоже любим.
Хороший ведь выдался день?»
ПОПКОРН
Давай вглядываться в туманные гравюры,
в очертания галеонов,
водить пальцами по остаткам золота на обрезах
и тихо ненавидеть Томаса Торквемаду.
— А. Драгомощенко
Утешительный сумрак, пади на ряды сидений,
грохотом из динамика придави,
чтобы согнутые кушетки приняли павших;
как-никак наш сеанс оплачен
заблаговременно, но
всегда остаётся «но»:
нам дозволен отрывистый шёпот
в паузах между репликами —
чем не место для тайных свиданий
куратора и шпиона?
Пусть не нам говорить сегодня,
переживём;
надлежащее будет сказано
сомкнутыми губами
и разомкнутой мимикой —
отражением для событий,
свершённых помимо нас.
Это гремят пикапы, но грязно-белые
трейлеры не успели взойти на гребни
рваных сюжетов;
пока пузырится
румяный попкорн и лоснятся пальцы,
надо ужаться, чтобы не пооткусывать
их до начала сеанса,
до первых титров;
не зарекайся, ворона, а то ведь снова
искусишься — не раз, так дважды,
и заноет твоя фаланга в солёной ржавчине:
масло и глутамат;
глутамат и масло.
Вой из-под кожи ты приглушить попробуй
с помощью guilty pleasure, коктейльным шумом
из хоботка соломинки
и холодком стакана —
все равно скоро шикнут,
и будет нам дисциплина.
В прочем, публика здесь отборная собралась:
как-никак дают киноленту «Токсичный Мститель».
Там, по старой привычке,
низы не хотели, верхи — смогли,
но нелепый мутант из машины кинопроцесса
всё-таки выразил свой политический голос.
По свидетельствам рейтинговых систем
интонация лозунгов звучала как graphic language,
акция сопровождалась extreme violence
и strongly implied sex — словом, всем тем,
от чего надлежит беречь неокрепшую психику.
Не случаен присвоенный рейтинг:
политика — дело грязное
(если не сказать «токсичное»,
как токсичны отходы, что дали уборщику суперсилу).
Сказано было: мы можем рассчитывать на него, но
так уж заведено — всегда остаётся «но»:
жизнь победила в схватке
(который раз).
Техногенного чуда не будет,
и всё же забавно вышло:
промежуточные победы свершаются возле свалок —
Шиес и Тромавилль.
Тромавилль и Шиес.
Шиес
слишком реален, чтобы думать о нём сейчас,
а кровища — слишком кровища, чтобы её бояться
(чего не сказать о крови, мелькнувшей в тонкой
трещине капилляра,
отделяющей эксплотейшн от эксплуатации,
трэш — от мусора,
кукурузные облачка —
от попавших на зуб дробинок).
Кстати, давай придержим свой аппетит:
не хотим же сожрать ведро
до начала второго фильма?
Дальше в программе идёт «Шоу ужасов Рокки Хоррора»:
дерзким бродвейским танцем и томным голосом
пуританскую пару совращает безумный учёный
с планеты Транссексуалия
(что в галактике Трансильвания).
А могли бы ведь стать полноценной ячейкой общества,
маскотами для овсянки, примером для подражания;
краснощёкой, веснушчатой и подсолнечной
политической технологией, наконец;
но с порочным небесным телом
слился внебрачной связью
закрепощённый дух.
Так уж случилось, что Шляпник не спрашивал у Алисы:
«Что общего между кэмпом и лагерем смерти?»,
но если бы всё же спросил,
она бы могла ответить:
— Розовый треугольник на платье доктора Фёртера;
его волевой триумф — молодой ариец
в золочёных трусах;
молнии в небе над кинки-пати,
рунные росчерки на гербах;
Зигги Стардаст, ладони в салюте,
ладони и Зигги Стардаст.
Даже старый фашист под финал надевает чулки,
инвалидное кресло — и то не сдержало поток трансгрессии;
традиционные ценности были взвешены
и найдены никакими, раз милые Брэд и Дженнет
завербованы инопланетным иноагентом
в ячейку секс-революции
(шах и мат,
черносотенцы, но
если в дело вступает «но»,
то исход известен).
Мат, конечно, ещё не поставлен,
но шах — объявлен
из назойливых репродукторов
за пределами кинозала —
в напоминание —
загудело в кармане, чтобы прохладный отсвет
развернул на твоём лице параллельное действие:
каждой мимической мышцей ты говоришь мне, как
голограмма звёздного неба осыпается на погоны,
как подкожный ресентимент разъедает последний пост,
пока расцветают пучки потолочных ламп
и пучок на затылке женщины, хохотавшей
заразительней всех соседей —
вот и она уходит.
Давай посидим немного и переждём?
Проводим глазами титры, как провожали
среднерусский топоним, зачёркнутый красным,
а вернувшись домой — будем петь, курить
или Каца смотреть,
но только не думать о завтра?
В прочем, и тут не без плюсов:
попкорн закончился.
***
А. Новикову
Мы тупили в Ютуб, наблюдая, как
солнечный зайчик той
политической мысли
убегал от ревизии,
не поменяв окраса;
даже в сегодняшнем климате он
впереди погони:
скок-поскок с одной на другую
лысину сталиниста.
«Дружок-пирожок, представь:
собака из мема «ебитес»
(та, которая с хитренькой мордой) — помнишь? —
соединяет тезис и антитезис;
прям как они
оправдывая репрессии.
Либо я просто
перенапряг ♂my ass♂
(занимаясь в ♂gym♂),
и тело не в силах усвоить
грацию диалектики».
«♂Leatherman♂,
ты, кажется, забываешь,
что антисоветчик —
всегда русофоб,
диамат — наука,
ты малолетний дебил,
а товарищ Сталин не виноват
(в ЦК пробрались враги); да и вообще,
буржуи украли ♂three hundred bucks♂ у совесткой власти».
Тут конечно досуг на любителя.
Можно было бы
досмотреть ту дискуссию между Фуко и Хомским,
но не сегодня и не на этой кухне;
всё-таки нет между ними искры,
упавшей на камуфляж,
и аммиачного жара
казарменных анекдотов,
как между нашими
красными государственниками.
Нет между ними и дружбы,
как между нами…
…тупое говно
тупого говна — выжженная земля,
порождает из пепла производные от производных;
шесть ухваченных соток на дискурсивном поле,
напитавшись мёртвой органикой, приумножат
наши жалобы на неудачи в Тиндере,
повторяемые с терапевтической
и ритуальной целью
между сортирными шутками. Но едва
коснётся ♂my finger♂ гулкого пульса ♂history♂,
непогашенный привкус железа в пломбирном шарике
вновь о себе напомнит — здесь, под реющим логотипом
популярного видеохостинга.
Дружок-пирожок,
наша сборка в этом пространстве
прервалась в самый важный момент
саботажем на производстве:
не стыкуются наши детали,
покрытые заусенцами,
но подобие жизни рассеяно понемногу
над любой идентичностью; мы и они
собираем самих себя
из одного конструктора;
и не очень-то рады,
когда происходит мэтч —
хули они забыли
в нашем с тобой
Ютубе?
Дружок-пирожок, с тобою
и поплакать, и посмеяться, но почему бы не
вырыть канал для ненависти?
Мы беспомощны.
Мы и в армии не служили, а тут Союз
Советских Ностальгических Фантазмов
как могучие, потные ♂wrestlers♂,
главные в этом ♂gym♂,
грозно смотрят на нас —
изнеженных, неспособных
смаковать вместе с ними
чёрный пломбир тридцатых.
А ведь как же нас не любить, дружок-пирожок?
Нас, бегущих за эхом
красного смеха,
гонимых страхом;
ощутимым,
почти вещественным,
как и другое чувство:
я люблю тебя больше,
чем они свой Советский Союз;
их Союза ведь не было вовсе? —
а ты настоящий
(или кажешься таковым) —
этого мне достаточно.