Преемственность и разрывы в культуре. Новые манифестации
Ирина Саморукова
Меня не покидает ощущение, что культурный процесс в России движется какими-то толчками, постоянно образуются разрывы, и чуть ли не каждое десятилетие созидает все - теории, стили, институции - на пустом месте. О художественной и – шире - гуманитарной генерации девяностых сегодня говорят либо как о наивных утопистах (это еще хорошо), либо как о разрушителях – недоумках, писавших на птичьем языке. «Деконструкция», «децентрация», «смерть автора», «удовольствие от текста», – все это выглядит старомодным, раздражает. Как когда-то заметил Лотман, вчерашняя мода – самая немода. Я и себя нередко ловлю на подобном недобром чувстве.
Есть ли какие-то связи, преемственность, диалог или продуктивная полемика между «постмодернизмом» и эпохой нулевых?
Лично мне, разумеется, интересен сегодняшний день. Любопытно (оставим это нейтральное слово) узнать, вся ли вода, кольцами на которой мы были (М.Айзенберг), вытекла или она же хотя бы чуть-чуть пропитала почву? От нового цирколимпийского проекта я жду рефлексии на эту тему. Вот вам наш архив в едва ли не единственно востребованном сегодня мультимедийном формате. Стоит ли он отклика, полемики, пополнения? Возможна ли в наши дни новая теория искусства, свежие модели интерпретации художественного текста, актуальные способы конструирования его социального в самом широком понимании смысла? Надеюсь, что электронная площадка «Цирка «Олимп»+TV» позволит создать контекст для самых разнообразных манифестаций на эту тему.
Смотрите также: