20 октября 2014 | "Цирк "Олимп"+TV №14 (47), 2014 | Просмотров: 2376 |

Взгляд из нулевой точки: куратор о выставке Нели и Романа Коржовых "ПОТОМ - НИЧЕГО"

Константин Зацепин

Фотография, живопись, видеоарт

(АРТ_ЦЕНТР, 25 сентября – 5 октября 2014 г.)

В поле зрения Романа и Нели Коржовых — не столько предметы, сколько пространство между ними. Не вещи, но воздух, в который они погружены. Зыбкая, но активная материя «между» человеком и ландшафтом, человеком и вещью, двумя людьми. Эту материю составляет время — именно его структуры пытаются уловить авторы, конструируя некий внешний, дистанцированный, вневременной тип созерцательности. Внутренний зритель их произведений всегда смотрит словно из «нулевой точки», где время поставлено на паузу. Этот зазор между свершившейся событийностью и перспективой будущего делает ощутимой материю времени, дает возможность рассмотреть ее «фактуру». 

Роман Коржов — автор энигматических визуальных редимейдов. Его глубокие и безлюдные, снятые в черно-белой гамме, видеопейзажи — это чистая длительность, молчание пространства. В серии «Горизонт события», художник устраняется, растворяется в рамке, в которую замкнут ландшафт. Название серии — термин общей теории относительности, обозначающий область вокруг черной дыры, гравитационные силы которой столь велики, что никакие сигналы не могут выйти из ее пределов и достичь внешнего наблюдателя. Ландшафт в произведениях Коржова предъявляет себя как оболочку, которая имеет глубину, но в то же время наделена и скрытой пустотной изнанкой, которую взгляд созерцающего не в состоянии вскрыть, скользя лишь по “телу”.

Тем же методом Коржов работает с реальными людьми в новой серии «Missing». Если портрет в классическом понимании преподносит лицо-характер как вневременную целостность, изъятую из потока времени, то видеопортрет предлагает зрителю пережить образ другого субъекта как длительность, совместно с ним погрузиться в Настоящее. Главным объектом наблюдения в этих произведениях становится сам взгляд другого субъекта, носитель скрытых содержаний — персонажи «Missing» смотрят насквозь, в пустоту, не видя перед собой зрителя. Эти люди, по выражению автора, «отсутствуют сами в себе», проецируя опыт отсутствия на смотрящего. Мы видим сам взгляд, но не личность. Тем самым остраняется, разрушается жанр потрета, остается лишь его оболочка.
Если визуальный материал, с которым работает Роман Коржов, изолируется из потока настоящего, продолжая жить автономной жизнью, то Неля Коржова чаще работает с повседневностью как она есть. Это работа на микроуровне, методом пристального всматривания в нюансы, прежде всего, возникающие в динамике, подвижности. Абстрактные полотна Коржовой, похожие на «белый шум» пустого телеэкрана, имеют дело с потоком мельчайших элементов, словно пойманных в поле картины. Её фотосерия «Потом – ничего» изображает заброшенные индустриальные ландшафты, зияющие руинированные останки, принадлежащие прошлому. Но и будущее, призванное прийти им на смену, еще не наступило, и приход его отложен. В этой серии художник сочетает визуальный ряд с вербальными месседжами, хотя и в предельно аскетичной форме отрицательных местоимений и наречий. Эта серия — своего рода визуализированная поэзия.

Новая серия Нели Коржовой «Вглубь» - один из ключевых центров экспозиции. Это минималистский синтез фотографии и живописи в рамках единой плоскости. Предметный ряд здесь взят из повседневности, но редуцирован до первооснов: вода и земля, свет и тень, верх и низ, линия горизонта. В этой серии также присутствует человек, но лишь в качестве безликого силуэта, некоего обобщенного «знака человека», без присутствия которого пейзаж окончательно превратился бы в абстракцию. Именно человеческие фигуры, идущие на зрителя из глубины пространства, указывают на то, что перед нами — именно глубина. Условные люди существуют в этом континууме на равных с геометрическими телами, чью совокупность образует живописный слой, нанесенный поверх фотографического. Так предметный и беспредметный миры сливаются в целостность, подобно тому, как в серии «Потом — ничего» смыкались фотография и поэтический текст. Супрематические сущности обретают материальность, а плоскость и глубина начинают сосуществовать. Динамику серии придает центральный мотив движения — фигуры движутся, или правильнее сказать, дрейфуют, бесцельно, номадически.
Идея номадических дрейфов близка Коржовой и в ее кураторской практике — создании ситуаций, когда большое количество зрителей перемещается от одного произведения к другому.

В целом экспозиция способна разбудить смешанные ощущения — от затишья перед бурей до напряженной тревоги. Но это не конкретные чувства, а лишь «фантомы чувств», которые авторы выставки стремятся запечатлеть и разделить со зрителем.