28 мая 2014 | "Цирк "Олимп"+TV №13 (46), 2014 | Просмотров: 2094 |

Римский цикл, март 2014

Анна Голубкова

Подробнее об авторе


1.
кто ты здесь
северный варвар
наследник несостоявшейся культуры
носитель никому не нужного языка
давящийся отрыжкой
полузабытой школьной латыни
зачем ты здесь
перебирать не свои воспоминания
разбирать на разновременные слои
всю эту слежавшуюся
культурную массу
или просто бродить по улицам
бездумно и бессмысленно
раз и навсегда оторвавшись
от своего прошлого
будущего и настоящего
Ara Coeli, 11.03.

2.
в Риме весеннее солнце
и все часы показывают разное время
действительно какое значение
имеют десять-пятнадцать минут
когда за спиной больше
двух с половиной тысяч лет
предательства и благородства
войны и мира
труда и безделья
высокого созидания
и варварского разрушения
этот город видел все
что только может изобрести
и сделать реальностью
слабый и завистливый
человеческий разум
piazza Santa MariaMaggiore, 12.03.

3.
солнце прямо в затылок
вкуснейший кусок хлеба
расслабленные туристы
меланхоличные уличные музыканты
египетский обелиск
средневековая башня
и беломраморный имперский стиль
туристы осматривают
римляне живут
а я ни то ни другое
просто сентиментальный путешественник
пытающийся заглянуть
за грань собственного я
piazza del Popolo

4.
capucchino с видом на античный Рим
словно на сцену давно закрытого театра
заходящее солнце освещает остатки
средневековой башни
суровые палаццо купола церквей
и серые желтые коричневые крыши домов
современного Рима
кажется что все это декорация
к давно уже сыгранной пьесе
гогочут гуси те самые
что когда-то спасли Капитолий
тени Цезаря и Брута обнявшись
проходят незримо между нами
а мы все ищем и ищем
оправдание своей жизни
проходящей среди лесов и болот
среди людей не знающих
свободы и благородства
среди нищих духом
способных сыграть только сатиру
и площадные комедии
и где отделить настоящее
от поддельного так же непросто
как отличить от декораций
пространство подлинного действия
caffeteria с видом на колонну Траяна

5.
раннехристианская базилика
античные колонны словно из другого мира
прекрасные мозаики
много позолоты но она здесь не мешает
этот храм построен в те времена
когда верой двигали горы
и могли перевернуть ею
всю вселенную
но что же остается нам
детям последней трети двадцатого века
рожденным для упадка и запустения
но тоскующим по полноте
и полноценной реализации
что делать нам
в этом жестоком времени
не оставляющем никаких надежд?

на эти вопросы не найти ответа тут
где есть лишь прощение
служение и обещание

толпы туристов с фотоаппаратами
и даже с чемоданами
фотографируются на фоне колонн
глазеют на самую главную икону Рима
прислушиваются к песнопениям
на итальянском языке
сбивающим торжественность момента
создающим ощущение филиала сан-ремо
наверное в этом и есть ответ –
все принять все переработать
в чистый материал искусства
а еще здесь непременно
кто-то молится и исповедуется
и все это существует вместе –
остатки языческого Рима
неистовая вера ранних христиан
религиозное чувство современных католиков
и всепроникающее
туристическое любопытство

единственные женщины
с покрытыми головами –
стайка щебечущих мусульманок
«ciao bella» говорит пожилая итальянка
ребенку из этой мусульманской группы
да, именно тут и есть
ответ на все вопросы –
в терпении прощении и принятии жизни
во всех ее проявлениях
этот храм отключает ненависть
к самому себе
словно никогда и не было
этого страстного
сжигающего самое себя
чувства
Santa MariaMaggiore, 14.03.

6.
катакомбы – это пустые кладбища
уходящие вниз на несколько этажей
города мертвых
там тепло сухо и ничуть не страшно
словно смерть – это самое лучшее
что может приключиться
с человеком

7.
на месте старого храма
поют птицы
но боги не умерли
они даже не спят
а слегка дремлют
они все еще здесь
смотрят из травы
веют ласковым ветром
распространяют покой
и удивительные сны
и кажется что ничего
плохого с тобой
не случится на том месте
где когда-то был храм
Ostia, 15.03.

8.
удивительные ощущения
испытываешь
проходя по улицам
мертвого города
переступая через пороги
призрачных домов
сталкиваясь с тенями
их бывших обитателей
спешащих по своим делам
и даже не замечающих
в своей суете
что города больше нет

9.
толстый артистичный итальянец
читает обрывок монолога
на сцене старого театра
пока сын снимает его
на памятное фото
дух театра живет даже без театра
вот и дух русской литературы
давно уже обходится
без самой литературы
хватает активных
размахиваний руками
и обрывков
когда-то заученного монолога

10.
в кафе тощий голодный пес
молча стоит и смотрит
на обедающих
педро! – кричит лысеющий
итальянец
подходит и отгоняет
его пинками
унылое животное
по виду чем-то похожее
на росинанта
понуро уходит
а через минуту возвращается
и снова смотрит в рот
жующим немцам
пустыми голодными глазами

11.
солнце чудный кофе
вкусная плюшка
несколько гектаров
восхитительных древностей
что еще нужно человеку
для счастья?
только одного – не слышать
по пути сюда
в итальянской электричке
слов «это не национализм –
говорить по-украински»
произнесенных с нарочитым
акцентом
ты везде достанешь нас
дорогая родина
моя единая и неделимая
родина – ссср

12.
розовый мрамор
высокие потолки
всюду фрески с обнаженными
это приятное пространство
чтобы какое-то время
побыть в нем
но жить тут вряд ли захочется
слишком красиво –
причем в лучшем смысле слова
именно красиво – так как надо
не больше и не меньше
так что дух захватывает
от этого чувства меры
Villa Farnesina, 17.03.