09 Февраль 2013 | "Цирк "Олимп"+TV" №6 (39) | Просмотров: 102735 |

Два стихотворения о Самаре: "полоса / полоса..." и "САМАРА (слайд-программа)"

Всеволод Некрасов

Подробнее об авторе

 

Редакция портала "Цирк Олимп+TV" горячо благодарит профессора филологии Галину Зыкову за предоставленные тексты Всеволода Николаевича Некрасова и за право первой публикации "большого" поэтического текста о Самаре "САМАРА (слайд-программа)"

 

 

В Самаре В.Н.Некрасов был дважды: в начале декабря 1995 г. (вместе с Г.Айги, Л.Рубинштейном и А.Макаровым-Кротковым на презентации первого номера «Цирка “Олимп”», см. №1), и в декабре 2005 г., вместе со своей женой А.И.Журавлевой и Е.Н.Пенской, участвовавшими в филологической конференции «Коды русской классики. Проблемы обнаружения, считывания и актуализации». 8 и 9 декабря 2005 г. выступал в Доме ученых и на филологическом факультете университета (cм. аудиозапись в группе «Интеллектуальная Самара» — vkontakte).

Самаре посвящено стихотворение, написанное, видимо, вскоре после первой поездки и включенное автором в большой свод текстов в начале 2000-х, опубликованное на сайте Александра Левина: «Стихи из книги, которая так и не вышла в издательстве НЛО. Стихи 90-х годов».

Самаре посвящен и “большой текст” (словом «поэма» Некрасов предпочитал не пользоваться), писавшийся в первой половине 2006 г. и сохранившийся в виде нескольких черновых файлов, самый большой из них – около 150 страниц. В июне 2006 г. автор посчитал возможным опубликовать очередную редакцию, не считая ее, однако, завершенной (см. ниже); в личном архиве эта редакция сопровождается письмом к И.В.Саморуковой, Г.Ю.Карпенко и В.Ш.Кривоносу; однако ни само письмо, ни большой текст о Самаре, насколько нам известно, отправлены не были.

Поскольку сам автор признавал самарскую поэму незавершенной, мы сочли возможным здесь не публиковать целиком одну из редакций, а дать фрагменты.
Галина Зыкова

 

***
Сергею Лейбграду
Сергею Осьмачкину

 

 

полоса

полоса

Самара

 

сама
Самара
Самара самая
самая разная *

 

это самое

и то же самое я

 

где гостиница

"Россия"

Ира

все

снегА себе

вдоль
всего берега * *

от Сергея

и до Сергея

где

да вон она она
где
Волга

а где

и вот он это где
я

 

* самый раз
но раз на раз
не приходится
приходится признавать
раз два вода и аж
пошевеливается

как раз и придется

 

холодно

холодно

холодно-то холодно

то то
холодно топят

и холодно
но теплоход
ходит

 

* * больше бЕрега
чем гОрода

а так

больше города
чем берега

гораздо больше

всего
такого
хорошего

 

всё-таки
а         *
больше всего
                        *

 

***
Фрагмент из письма В.Н.Некрасова 17 июня 2006 г.
Дорогие и уважаемые
Ирина Владимировна, Илья, Юрий Геннадьевич, Владислав Шаевич!

Конечно, задержка безобразная; да и текст пока, похоже, ~ на 1/3 болванка, еще строгать. Но было и того сырей — а пока хотелось послать что-ни-что хоть до летнего перерыва. Делалось это способом, как бы сказать, контролируемой энтропии по грани неразличения, поперхновения с прокашливанием, балдением и подвижками, когда энтропия эта из-под контроля вывертывается то и дело — когда вроде на пользу, а когда не очень — на то она и грань неразличения… И всё тогда, естественно, вязнет. И барахтается.

Слайд-программа – домашнее определение, кустарное, а вообще это прямо по следам предметников Соковнина. (Я вроде ведь оставлял его книжку "Рассыпанный набор"? Если не оставлял, сообщите, пожалуйста. Постараемся направить с первой оказией… <…>

Я вроде и рассказывал, и в книжке писал, да и в интернете было, что уж лет 40-45 тяну одну волынку — пытаюсь зафиксировать что-то вроде личного своего словаря — условное название Правила исключения. Он уходит и от фиксации, и от прекращения; фигуру обретать не желает, и в то же время явно сам существует как текст —и в каких-то своих участках (тоже не окончательных), и в принципе. И года два уже он у меня не так для собственного своего выяснения (хоть и от этих планов я не отказываюсь), сколько как рабочий фактор, некоторый специфический навык, образ действия помогающий выяснять другие стихи, ассоциировать слова. Подбирая похожие — подобные прежде всего ритмически, но не только — по ускользающим, но ощутимым практически в тексте признакам. Не исключая в т.ч. и рифмовку. И даже смысл… Но именно не исключая, отнюдь не приходя к ним решительно — для этого удобней другие способы и традиции. Разработанные.

И вот, барахтаясь в этой Самаре, я стал чувствовать, что здесь имею дело с чем-то подобным — но не так со словами, как с фразами. Они так же хотят каждая быть активней, заявить себя, интонироваться, но прямые смысловые связи между ними и внутри них могут быть и фиктивны, мнимы. Выходят смысловые сдвиги, иногда почти хаос — но не преднамеренный, а как бы по техническим причинам. Абы складней. И сдвиги смыслов — в конечном счете ради активизации образов. По-моему, Самара все-таки выглядывает. Что и требовалось показать. Как бы с пьяных глаз — ну что ж — пьяный глаз ведь впечатлительный. Хотя пьяным я в Самаре вроде не напивался. Хотя время провел и отлично. Еще раз спасибо, и см. в тексте. (А если что-нибудь найдется по Самаре — план или картинки — буду благодарен. А то, чувствую, наврал много. Хотя чего же тут особо наврешь: сплошные видения…)


__________________________________________________________

 

САМАРА
(слайд-программа)

 

Самые
небеса

а осадок
осадок
есть

не то что осадок
Сало на воде
знаете на реке
И везде
Почти везде то же
Практически везде то же самое
Самое
Самара
милое дело

Самая Самара Самара

Сама Самара
куча мала
Почему
Куча
Очень нет
Во всяком случае
очень не мала

а кто велика
то велика
Волга
Вот река
не так смотри-ка ты
в Самаре река
Самара как на реке
а широка а как же еще бы
еще будучи и подперта
заметно здорово
прямо сказать
заперта
а зато
от этого-то и разлита
во всю
свою
ее
невольную ширь
раз уж так уже тут решили
люди
лучше сказать большевики
бывшие

это самое

и самое то

самый ледостав
ледостав
это остаток
от воды
реки

и дырки

чего-то
от чего-то
что не зима

зима
начерно

начерно
но очень определенно

 

горы Жигули

скоро уже

 

снежок такой
уж не такой и снежок

для вас не жалко
пожалуйста

в Москве бы ладно бы
допустим была
местная какая-нибудь непогодь
не особенно существенная
А здесь
Здесь

Жигули же
почему и не вижу

степь
да степь да степь

подслеповатость

нелепость
(и вовсе нет)

собственно говоря
Основная
Но не единственная здесь местная
Досто осто стоп стоп сто примечательность
степь
лежит
а здесь небесная степь
висит
висит
и осаживается
мало помалу

на Самару
мимо Самары

Берег бережок
Перевоз
В скором будущем
Вообще переход
Реку перейдешь
Перешел
терем теремок
Кто их разберет

/будет ли он рад
если разберет
следующий вопрос/

Эх Самара городок
Парадокс
Эк Самара городок
Сам дурак

фабрика огород
розыгрыш
гордость
изгородь
палисад
парадиз

дисбаланс

дИскурс
чур дискУрс
пусть

университет
и пединститут

рельсы шпалы
мало ли что

мало

Или НЛО
Или кто

Ни-
какое не НЛО а Карпенко
Геннадий Юрьевич

Владислав Шаевич Кривонос
И мы вот к ним в гости

Кривонос
Владислав Шаевич

Карпенко
Геннадий Юрьевич

чего еще надо
если еще надо чего

кого-нибудь бы
вроде
Лейбграда
Сергея
Сергей-Лейбграда
Видали в деле
Видали в деле
Не раз

такие люди

Или
Юрий Борисыч

Юрий Борисыч
Больше чем просто специалист
Юрий Борисыч Орлицкий

 

городок
ну как
городок
городок порядок
порядок
только так
порядок-то
как-то

как-то когда как
когда как

куча мала

/Ура
Буратино

Вот именно
Буратино/

Самара раз
Самара Самара два
разная Самара Самара

стороны Самары
самые разные стороны

Эх как ветки
В стороны кверху
Ахтунг
Кирхе
Это
во-первых
а во-вторых
хоть стой хоть падай
это да
это стоит
и не падает
это das ist

Работа
работка
надо сказать/
Gut

Gott

Бог
Ого
Типа того

Готика

Гаудика
это
где-то
как-то
когда-то
без какого бы то
ни было толка
дырка в облака

чистый восторг

город берег

а река
Волга

Вот где вот же тут вот она сбоку города
………………………………………………

/
каша
как Москва
похожа в общем-то
а чем-то
и круче/
куча

сама рада Самара
раз раз
дальше дальше
сюда
два
и в разные стороны)
вместе
в стороны
вместе
с тем
здесь Самара разве уместится

а\куча
так еще лучше/

\это\вот\
а это к чему\

все к тому)
что бревно к бревну
к бревну бревно
не в Европе

бревно
оно
бренно
да не больно и бренно
вроде того
бревно
да
но
и не вроде того бревно
/предварительно/
но определенно

Самара
И была сама себе город
город
хоть тебе и Санктпетербург/
\почему
потому что дом молодец
дерево бревно стиль модерн
двор
колодец
так двор колодец
мало этого
Колодец
сруб сруб
Правда сруб
Так это не образ
(и что же что о двух этажах
и чем же он от этого
хуже?)

домишко
ишь как
дом

свернулся как бы
клубком
Уголком
Еще разок уголком
Сам себе в окошко*
Окошком
И заглядывает
А кто это там
тут
Алексей Николаич?

Андрей Геннадьич !

А чай пьем
Наше почтение

 

общие ощущения

Буратино ты простофиля

Показалось
собачонка на дереве

Показалось
Великий вождь на картинке

Можно так
Можно так

А та сторона
Как бы не Петровка)

вот
двор
там дом
потом
там с круглым углом
ныне он
Мосгордума
Перебор
пардон недобор

да /а тут-то зато
тут
за один за такой
Бетонный
Граненый
Стеклянный
оконный
законный
Стаканный
особенный
правда
Стакан
самарский
как звучит
как заморский
Можно сказать
Одно слово
Создано создано
Здание здание
Памятник памятник
/понятник
предметник/
на предмет
на память
в память

чего ж бы
и не Соковнина
Миши
думаешь
и думаешь
ишь
думаешь
а как бы
да как бы
в сторону
обратно бревна

Видишь что
Видишь сколько
Видишь
Это что
Это смысл

(а этому-то
фу ты ну ты ну
лет-то ему тут
ну
сколько лет
футуризму)

долго ли

долго ли коротко ли

а это кто это так
это
электроток

вроде фонаря и сама в общем-то
Самара
вот где ночь-то
вот она где
ночь
течет
Так течет

интересное на свете все-таки есть место
степь

в особенности если и свет/-то /
весь весь в темноте

/или это не про то
нет
про то про то/

и лет сколько-то
сколько лет тут
и электротоку

у нас-так сбоку из себя вся такая
такая сбоку больше вся из себя
Тверская всякая такая сякая выкатывается)

/а тут-то
вот она
оно/

одно слово Волга

два слова
Волга Волга

такого
этого
такого того
неодинакового

губернаторова
а где
воеводинова

деловой
кто деловой

во /где/ делов-то

такое всё
какое-то
кое-
какое

всякое
какое
выпукло вогнутое

и его
один в один
воедино
толково
Молько разве только легко
Алексею Владимировичу
Столько много чего
………………………..
сама Самара
сам Самара
Самара масса
масса
Масса всего
самого такого разного всякого
видите
ведь и винить некого
вековО
диковато
вроде как
и для кого как)

 

Вот его
Вот такого
такого вот
вот
вот
во
во во
и вдоль Волги
вдоль
вдоль
вдоль
и вдоволь
и вдоволь

и до того
до того
длится длится
тянется тянется
тянется
хотя

Довольно таки
Довольно такие
Пригорки
При Волге
долгие передолгие
И пологие
так и для того
и трамвай

И катается
покуда и никуда не проваливается
При том что говорят тут метро
Центр
Тяжести Центр

Как покажется так
тянется тянется
тянется
То тянется
то
возни-то
Вот вот
То
Возникнет
то
то
то опять
то возникнет

тянется
а куда тут деваться
куда и правда
куда
когда
Волга

(пОд боком)
да вот она

/то-то вот и оно/

сама Самара
само собой
сама с собой
расстается
расстается
никак
и никак
никак
не расстанется
и само собой
с собой сама
Самара
и остается

и раз
И растаскивается
И расступается

И площадь
И площади
Вот где
и пошло дело
в общем-то
и ведь
И дальше пошло
люди
лошади
для чего-то что-то
вообще-то
на площади
что-то тут не то
не тепло
что не тепло
то не тепло
не при нынешней погоде
вообще-то бы
бы было получше

на площади почти
почти все что хочешь

а тут и еще площадь
и на площади
и вообще никого

как-то так никого
как так никого

только так
постольку поскольку скользко
сход
к Волге
вот это главное/

А
каково
Вот
Только тут
какого-то
крутого берега нет
тут
другой берег

Самара
И все мало
Все мало
Самара рассамара
Сама росла

Сама распространяется
Самара распространяется
Самара
очень
очень она
рассредоточена

по берегам
берегам
там и там
и там-перетам
/буду
обязательно передам/
при этом
смотрится
смотри ты
здравствуйте нам

 

там
и там и сям и вся
с интересом
<…>

Где
здесь
То есть
Место искать
Интересно
Не место
/здесь везде
место/

а это кто так
а это только
электроток

это-то легко
так/

так и лет-то этому
электротоку

как это нет
это нет

это
это

это и это
это
это
это метро

это правильно

а это нет
это неправильно

нет правда
неправомерно

разные стороны Самары

и разные мы
в разные стороны

развезло Самару
разными способами
а не развезло
разве

разве только
райисполком
испокон века
исполнен

да всякие
десятские
сотские
советские социалистические
киргиз-кайсацкие

всяческие
дела и лица

 

навигация
и новая навигация
новая
навигация
другая цена

надвигается
и иногда это да

ясно

<…>

 

эх Самара-разсамара
раз
Самара
Два
Самара

Эх раз
Еще раз
Два

И это не пустые слова

/Самара/
Сама Самара
Раз так Самара
/наверно бы могла бы/
/Может/ рассматриваться
Как своего рода Москва
Только такая Москва
Какая-то
В которой есть место

//Около вокруг которой и степь//
//есть
здесь и теперь//

А если и нет (то)
Около которой здесь
место нет есть /место/
горы Жигули

/скоро уже/

это
застраивается
расстраивается
просматривается
может рассматриваться
как самая как раз
опять самая
и опять как самая
как раз
красота

хотя хотя

///хотя тут театр
центр
у
тут опять центр///
/как это/

очень
четверо
и так и торчат
красного кирпича
вышки башенки
торчат
точно
по сторонам по углам
там там
там там
предо всем простором

и в виду всего транспорта

сколько тут осталось
Пространства

От
И досыта

Куда глаза глядят
А?/

Куда-то
куда там
там
куда
Самара
Самара
Самая как раз рассамара
Такая так сказать красота

 

Но только Самара
Самара-то
сама-то
и не здесь
а вся тама

<…>

 

здрасте
\а степь да степь/
туда сюда
куда Самара направилась/
пустилась\

\пусто степь\

туда сюда
здрасте
туда степь
и туда степь
стоп
про достопримечательность/
степь
кстати
кто кого туда куда-то
нас пустит тогда
а
Самара
Мало сказать

\если вольный ты казак\
так и знай\

а если так сказать
невольный казак\

простор
простор
простор
простор

стоп

простуда

/в ту степь
где пусто/
постепенно

куда глаза глядят

куда там

(так) опять-таки
не куда там

а сюда
тут

-

ау
люди
аудитория

 

а тут и люди тут

 

и Илья

и я

то-то

 

А я сам
а я сам

Не так все-таки
по языкам описания

Сколько все-таки пока
больше по предметам
описаний

При этом

Хоть стреляйте меня

 

типа

и по степи
постепенно

а не так по пустякам

и простите
<…>

И естественно

 

Где
не место
/здесь везде
место/
столько места

если здесь
чего-то и нет
нету удобств

то места тут
досыта

туда
сюда
да
нет
как удастся)

куда-то

куда там мы
куда там

да и всегда так
думаешь
что куда там
опять

опять-таки

да не куда там

а сюда
тут

 

и всюду

 

всюду и сюда

\сюда
сюда сюда
все думаешь
всюду
и сюда
сюда
всё дальше и дальше\

Из редакции июня 2006 года

Комментарии

Как оставить комментарий?

Как оставить комментарий?

Для того, чтобы оставить комментарий к статьям на нашем сайте,
Вам не нужно регистрироваться!
Просто напишите свой отзыв, укажите имя или ник и действующий адрес электронной почты (он нужен только для модератора и не отображается на сайте).
Ваш комментарий появится в ближайшее время после проверки модератором.
Заранее благодарим за оставленный отзыв!

close resize
 
Поэтическая серия"Цирк "Олимп"+TV"
Поиск по сайту
ЦИРК «ОЛИМП»
№1 (1995) - № 33 (1998)
Новости
13 Апрель 2017
Информационное агентство «Засекин», «Цирк «Олимп»+ТВ» и Радио «Эхо Москвы» в Самаре 14 апреля 2017 года с 19:30 по московскому времени представляют литературную благотворительную акцию «Вкус времени: поэзия в поддержку прямоговорящих».
19 Февраль 2017
Выдающемуся русскому поэту, эссеисту, публицисту, гражданину и человеку Льву Рубинштейну 19 февраля 2017 года исполнилось 70 лет!
11 Февраль 2017
в рамках акции состоятся междисциплинарный круглый стол на тему: «РЕЖИМЫ ЧТЕНИЯ, ИЛИ КОМУ НУЖЕН АВТОР? » и авторская презентация новой книги из поэтической серии «ЦО+TV»: АЛЕКСЕЙ ШВАБАУЭР. НЕБЕСНЫЕ НОСОРОГИ. – САМАРА: ЦО+TV. 76 с.