22 ноября 2011 | Просмотров: 2850 |

Верлибр как попытка симуляции поэтической ситуации

Александр Макаров-Кротков

Советская литературная критика, ссылаясь на образцы классической русской литературы, единодушно убеждала советского человека в том, что верлибр чужд природе отечественного стихосложения. Столь экстремистской установки не чурались и некоторые, в общем-то, приличные люди, как, например, Давид Самойлов. Мол, верлибр, условно говоря, никто не запрещает, но возможен он лишь в качестве эксперимента. А то ведь ты небось и рифмовать-то не умеешь.

Благодаря такой железобетонной ситуации замечательный поэт Владимир Бурич всю жизнь посвятил доказательству того, что верлибр гораздо традиционнее силлабо-тонического стихосложения, и вообще в начале был – Верлибр.

Тем не менее верлибр не встречался в советской печати. Как известно, это разрешалось избранным, и дозировка была весьма ограниченной.
В сумбурные перестроечные годы появилась возможность печататься за свой счет. Или за чей-нибудь еще, у кого он был. И потянулась череда изданий хороших и разных. Стала появляться и печатная продукция, издаваемая Кареном Джангировым. На дорогой бумаге, отменного полиграфического качества. 1988 – "Белый квадрат". На четверых. Владимир Бурич, Вячеслав Куприянов, Карен Джангиров, Аркадий Тюрин. 1989 год – "Время Икс". Книжечка потолще. Да и авторов – десять.

Параллельно стали проводиться и "верлибрические" мероприятия. В 1988 году состоялся первый фестиваль верлибра в Ленинске-Кузнецком (Кемеровская область). Шахтеры тогда еще при деньгах были. Затем в 1989 году фестиваль в Калуге – со статусом "международный", поскольку заглянул на огонек один поэт из Германской Демократической Республики. А с 1990 года начались ежегодные фестивали в Москве. То есть понятие "верлибр" начали пытаться вы­делять в некое самостоятельное эстетическое течение, в некую школу.

А в 1991 году, как манна небесная, обрушилась на головы страждущих "Антология русского верлибра", в которой было опубликовано около четырехсот авторов. Выходит, что и в самом деле верлибром писала чуть ли не вся страна, а литературные чиновники скрывали этот факт от народа? В том же году в Донецке состоялся учредительный съезд "Ассоциации русских верлибристов". Правда, президент ее был учрежден заранее. Карен Джангиров, конечно. Расширенную биографическую справку читай о нем в конце составленной им "Антологии".

С высоких трибун фестивалей и антологий было объявлено, мол, раз нас, ходящих не в метр и пишущих не в рифму, не принимают ко двору, создадим тогда свой "орден" и будем сами себя любимых лелеять и жалеть.

Нынче ситуация изменилась. Пиши что хочешь и, главное, как хочешь. А лучше не пиши вовсе. Стихи – это, знаете ли, хобби, утверждают теперь некоторые коммивояжеры. Несмотря на это, их (стихи то есть) все-таки публикуют. И не важно, верлибр это или что-то иное. Был бы, как говориться, человек хороший.
Все бы ничего. Вот только жалко немного ту необозримую когорту обманутых, решивших, что не печатают их, потому что у них – верлибр, втянутых в литературно-политические игры и ставших той козой, на которой хотели выехать. Но ведь ее, козу-то, так до сих пор и не печатают. И она жалобно блеет: "Верлибр... верлибр..."