по ту сторону чейн-стокса
Нина Александрова
Нина Александрова - поэтесса, литературный критик, кураторка. Училась на филологическом факультете Уральского университета. Сейчас - в Литературном институте им. Горького. Авторка трех книг стихотворений. Стихи и критика публиковались в журналах «Воздух», «Знамя», «Лиterraтура», «Контекст», «Paradigma», «Слово/Word», «Syg.ma», «Урал» и др. Премиальный лист международной премии «Поэзия», лауреатка всероссийской премии им. Бажова и др.
***
говорят, отношениям психотерапевта и пациента нет аналогов в реальной жизни
говорят если упала вилка нужно наступить иначе придут незваные гости
что первого сексуального партнёра запомнишь на всю жизнь
но в мозгу останутся ничего не значащие обрывки
детская комната пульсирует залитая необъятным солнечным светом
песчаная дорога к морю и пыльные облака из-под шагов
на самом деле сотрется все
разве будет иметь значение
кто провёл тебя через дебри первого трипа
по упругой земле к чёрным травам молчащим деревьям
раскачивать на кончиках пальцев луну
не смотреть в глаза зеркалам
молчать внутри невозможности языка
***
со временем все уменьшается усыхает готовясь исчезнуть пока ты вырастаешь
маленькие столы или стулья кукольный умывальник в родительском доме
миниатюрные улицы детальные как на картинке
крошечная школа детский сад как из музыкальной шкатулки
бабушка крохотная в микроскопическом гробу с малюсенькими цветами
такой могли бы сделать питерские умельцы микрогравюры
они вырезали профиль Пушкина на рисовом зерне
двадцать лет назад выставка проходила в гимнастическом зале моей школы
невидимые экспонаты большие увеличительные стекла
я приехала незадолго до ее смерти
маленькая почти невесомая высохшая оболочка
ушла память потом язык потом реальность
нечленораздельно говорила с фотографиями
прятала и перепрятывала вещи
рвалась на улицу хотя почти не ходила
мама сменила дверь запирала/заклеивала шкафы
бабушка потрошила альбомы вытаскивала фотографии
отчитывала и потом рвала их одну за другой
уничтожая всю предыдущую жизнь
людей которых больше нет которых больше не помнишь
схлопывая уменьшенную реальность ещё сильнее
стирая прошлое внутри рассыпавшегося сегодня
продезинфицировать мир от следов от воспоминаний
оставить после себя идеальное ничего
***
что снится ночью
если стонешь переворачиваешься во сне
если просыпаешься замерзший под утро
не можешь назвать
почему стало страшно
отчего не вздохнуть
постель облеплена сном
не выпутаться не размотать его
выйди из мятого кокона тела
не выходя из кокона тела
эти движения
истерическое стаккато по ту сторону чейн-стокса
солоно на щеках
внутри слаще и сумрачней
или же
влезть в распахнутое окно
чтобы воздух касался твоих губ
воздух обнимал меня
по-прежнему бессердечный
но и это простишь
только расслышишь едва
как стонет
не способен к побегу
луч оживший свое
***
на шум снаружи никакого ответа внутри
окуклиться и не слышать громкой жизни вокруг
большие тяжелые мысли стоят в голове
толчок - тело расколото
куски неправильной формы
это из хрупкого кокона высохшей скорлупы
проклюнулись подняли голову немощные слова
каждый язык рождается с мертвым зерном внутри
расправляет склизкие крылья влажные перепонки
мертвый язык шевелится внутри тебя
пожирает смыслы обгладывает словоформы
выедает легкие диафрагму гортань
текст распадается
белый шум вместо строчек
хрипло дышит не реагирует на свет
***
время жадно лакает из моих рук
вены набухли сосуды звездами распустились
равнодушное время идёт по моим позвонкам
а они истончаются и хрустят под его сапогами
вот сухая как будто чужая кожа
тектонические сдвиги морщин
тело огромный медленный материк
двинулось раскалывается на части
где я останусь нынешнее мое я
под кожей сменяемой ежеминутно ежесекундно
каждый день короче чем предыдущий короче
еще один шаг и ещё на один ближе ближе
станет ли то что было границами миром моим настоящим
только картинкой в учебнике гипотетическим континентом
с именем подходящим зверю средневекового бестиария
лавросия кенорленд родиния нуна пангея
Цикл про грибы
1.
владельцы кошек поймут они знают как это бывает
шерсть на одежде мебели коже на простынях
ты оставляешь себя на всём что меня окружает
даже когда
сворачиваешь полотенце кладёшь вместо подушки
наливаешь в кружку чай
обматываешь ручку ниткой чайного пакетика
пока я сплю надеваешь на меня шерстяные носки
прорастаешь насквозь
плотно обхватываешь
белесыми земляными
древесными тихими
корнями
чтобы
не дать себе время
не думать о
ветвишься в земле
неуверенной нежной тревожной грибницей
закрепляешь в вещах объектах
страх отпустить мечту о контроле
страх остаться ненужным
исчезнуть из
не подтвердить реальность
не существовать
2.
существуют три вида аддикции отношений
любовная сексуальная избегание
у всех общие предпосылки
проблемы с самооценкой
неспособность любить себя
трудности в установлении границ
между собой и другими
существуют проблемы контроля
позволяют контролировать себя
пытаются контролировать других
характерны
навязчивость в поведении и эмоциях
тревожность
неуверенность
импульсивность действий/поступков
проблемы с духовностью
трудность в выражении чувств
любовный аддикт забывает о себе
перестает заботиться о себе
думать о своих потребностях
имеются серьезные эмоциональные проблемы
в центре которых подавленный страх
страх на уровне осознания
страх быть покинутым
избежать покинутости любой ценой
3.
когда курехин сказал ленин гриб
мы услышали пульс земного ядра
внутри заворочались приподнялись
части огромной ризомы одной на всех
проснулись в хрустальной землянке призрачном мавзолее
пуповина пахла мокрым подлеском
пульсировала соединяла каждого с каждым
в нежных хитиновых оболочках
не умирающие не рожденные
мы стали общим уставшим телом
маленьким хрупким сильным огромным
в такт выдыхала ворочаясь грузно почва
качались миниатюрные Кремлевские ели
черные искры отбрасывал вечный огонь
часовые стояли не моргая и не дыша
ветвились мхи разрастались грибницы
мы лежали присыпаны жирной теплой землёй
на руинах цивилизации руинах капитализма