21 июня 2019 | Цирк "Олимп"+TV №31 (64), 2019 | Просмотров: 758 |

Человек.doc

Мария Сизова

 

Рецензия на вышедший весной 2019 года в издательстве «Новое  литературное обозрение» двухтомник пьес идеологов движения Новая драма, основателей документального «Театра.doc», режиссёров, сценаристов и театральных педагогов Елены Греминой и Михаила Угарова.

Гремина, Е.; Угаров, М. Пьесы и тексты. Т.1/ Елена Гремина, Михаил Угаров; вступ.статья М.Липовецкого  // М.: Новое литературное обозрение, 2019. – 704 с.; Т.2./ Елена Гремина, Михаил Угаров; послесл. Е.Ковальской, К.Матвиенко. – М.: Новое литературное обозрение, 2019. – 728 с.

Двухтомник «Пьес и текстов» Михаила Угарова и Елены Греминой –  драгоценный артефакт современного театра последнего тридцатилетия.  Настолько важный, что по нему можно смело изучать не просто историю современной драматургии в лицах и фактах героев нашего и прошедшего времени, но и историю России. Как верно замечает Елена Ковальская и Кристина Матвиенко в послесловии к книге: «Что объединяет собранные в двухтомнике тексты, так это логика развития театра, которому они себя посвятили. Подобно тому как в онтогенезе повторяется филогенез, Гремина и Угаров рука об руку прошли путь театра, который постоянно переизобретает себя. От драматических пьес они пришли к пьесам документальным, от имитации реальности – к ее формированию»[1].

Выпускница московского литературного института и актер Архангельского драматического театра, казалось бы, встретились в середине жизни для того, чтобы круто повернуть увязшую в проволоках репертуарного театра телегу современной русской драматургии. И фактически свести на нет пассивную роль драматурга-ждуна режиссера. Заменив ее человеком, который сам построил дом (черный подвал «Театра.doc» в Трёхпрудном переулке), вырастил не одно поколение свободных во всех смыслах этого слова независимых  авторов,  режиссеров, актеров, художников готовых работать с любым текстом. И главное, способных уважать и ценить чужую мысль и чужое слово.

В первом томе «Пьес и текстов» Елены Греминой практически в полном объёме собраны авторские тексты драматурга, начиная от самых ранних - «Мифе о Светлане» 1982 года, - и заканчивая неоконченной пьесой «Мортидо», 2018 года. Все пьесы, написанные для «Театра.doc», по воле создателей двухтомника вошли во вторую книгу, закольцованную вокруг фигуры Михаила Угарова и «Театра.doc».

С предельно личной, исповедальной интонацией пьес Елены Греминой восьмидесятых и девяностых годов, с большой долей подключения к лирическому герою в первом томе рассказывается о жизни очень разных и житейски непохожих героинь. Перед читателем открывается галерея архетипичных судеб русских женщин с грустным финалом. Это и бесконечные кухонные ссоры-разговоры Матери и Дочери в «Мифе о Светлане». Нехитрое бабье счастье каторжанки Марины – в «Сахалинской жене». Ненасытное людоедство (мужегубство) графини Брюс, сжигающей юных, не оперившихся на своем пути – в пьесе «За зеркалом». Тонкие и наивные «Этюды для левой руки», где в главных ролях – Он и Она, сидящие напротив огромного экрана кинотеатра и в профиль говорящие друг другу о прошедшей главной любви всей их жизни. Наконец, остужающие любую мелодраматичность «Две пьесы об атомной бомбе» с Хрущевым и Карибским кризисом в главной роли. Сшитые по аристотелевскому канону они имели и, думаю, будут иметь взаимную с академическим театром симпатию.

Удивительно, но параллельно с ними спрятанные во втором томе документальные тексты будто бы разрывают сложившееся после прочтения первого тома лирическое шаблонное восприятие автора. Пьесы, документы, свидетельствования, интервью оглушают читателя резкой простотой монтажа и оглушительной силой факта. А еще смелостью. Да, именно смелостью и свободой драматургической артикуляции. Как пишет Марк Липовецкий в своем точном предисловии к сборнику пьес: «Желание идти до конца здесь ровняется внутренней свободе и принципиальному взрослому отказу от комфортных компромиссов. Угаров об этом говорил прямо: “…одна из задач искусства  - пробуждать в человеке потребность к свободе. Это процесс многотрудный и достаточно долгий. Мы видим, что далеко не все испытывают в ней потребность, иногда даже не подозревая об этом. Ведь нести бремя свободы – далеко не легкое занятие. И потому, мне кажется, очень важным воспитывать в людях взрослость. Да-да, воспитывать взрослость во взрослых людях”». Этой убежденности подчинено все, написанное Еленой Греминой и Михаилом Угаровым»[2].

Пьеса о трагедии в Беслане в 2004 году «Сентябрь.doc», смонтированная из диалогов, текстов интернет-форумов, реплик очевидцев и соучастников событий той осени, - культурологическое исследование ненависти и зарождающегося шовинизма в бесконечно бурлящем котле антисемитских настроений России и стран СНГ. Целый ряд политических пьес посвящены заретушированным фактам истории. По сути – политические расследования: «Двое в твоем доме», «Час восемнадцать», «150 причин не защищать Родину». Уникальные свидетельствования уходящей и растворяющейся прямо на наших глазах натуры.
Первую часть второго тома составляют ранние пьесы Михаила Угарова «Голуби», «Газета «Русскiй инвалидъ» за 18 июля», «Зеленые щеки апреля», «Смерть Ильи Ильича» и многое другое». В них сквозь скелет розовской, вампиловской драматургии прорастает новый человек – не деятельный, не продуктивный, а целостный, постперестроечный герой перевернутого времени. Говоря словам Аркадия - врача из пьесы «Смерть Ильи Ильича», - человека с диагнозом:
«ОБЛОМОВ. Как, вы говорите, она называется? Эта болезнь? Totus? Заморочили вы меня своей латынью… Непонятно мне. Что есть – Totus?
АРКАДИЙ. Целый. Целый человек. Такой жить не может»[3].

Активно сопротивляющийся постперестроечному деятельному синдрому альтернативный, не документальный, а лирический герой Угарова  спорит с миром свободной телесностью, как например, в пьесе «Море, сосны», желчным презрением к гламурной толпе – в инсценировке «Маскарада», взвешенным одиночеством – в «Разборе вещей».

Все это и многое другое, не опубликованное, по признанию семьи, хранящееся в письменном столе и рассеянное по книжным шкафам, открывает важную и любимую многими друзьями театра сторону Елены Греминой и Михаила Угарова –  разнородность. Умение работать вместе и порознь. Одновременно с этим – абсолютную разнонаправленность, не побоюсь этого слова, нежность к близким, друг к другу, к слову. И ненависть к любой форме несправедливости и отчаяния. В этом, наверное, и кроется загадка семьи, книги Угарова-Греминой – книг, отдельных и единых одновременно, абсолютно целостных поодиночке и удивительно полифонично звучащих вместе.


[1]Гремина Е.; Угаров М. Пьесы и тексты. Т. 2/ Елена Гремина, Михаил Угаров; послесловие Е. Ковальской и К. Матвиенко. – М. : НЛО, 2019. – С. 717.

[2] Гремина Е.; Угаров М. Пьесы и тексты. Т. 1/ Елена Гремина, Михаил Угаров; предисловие Липовецкий М.  – М. : НЛО, 2019. – С.26.

[3] Гремина Е.; Угаров М. Пьесы и тексты. Т. 2/ Елена Гремина, Михаил Угаров / Смерть Ильи Ильича. – М. : НЛО, 2019. – С.373.