30 сентября 2016 | Цирк "Олимп"+TV № 22 (55), 2016 | Просмотров: 1581 |

Нечто вроде поэмы

Анна Голубкова

Подробнее об авторе

Посвящается Асе Каревой

1.
Пролог
в вагоне метро, где пространство
разложено на равные части
каждый как мог отгораживался
старался совсем не участвовать
в чужой тошнотворной жизни

в вагоне метро где люди
стоят друг к другу вплотную
прикасаясь плечами и спинами
и одновременно стараясь отключиться
отстраниться как можно дальше
от своих соседей по случаю
попутчиков на пять минут
которых – о счастье
никогда больше не увидишь
никогда никогда в жизни
о боже какое счастье
в таком переполненном вагоне московского метро
однажды ранней весной ехала
симпатичная девушка с книжкой
и держала ее в руках как держат
самое драгоценное

в вагоне метро где нет места
ни мечтам ни даже дыханию
в вагоне метро где протесты
лежат на глубине промерзания
в вагоне метро где не встретишь
ни улыбки ни взгляда живого
где каждый впадает в род оцепенения
и не живет до выхода на поверхность –
своего рода воскрешения
едет девушка с книжкой
милая но не красавица
девушка едет с книжкой
девушка улыбается

очень тихие и бледные
улыбки эти подземные
на цветы маттиолы похожие
расцветают лишь в темноте
и для дня живого и яркого
не придумать страшнее подарка
чем их еле заметная прелесть
в жалкой своей наготе

в вагоне метро среди толпы
возвращающейся домой
после трудного дня
усталой измученной толпы
едет девушка с книжкой
с книжкой в зеленой обложке
столбиками стихов
и небрежным росчерком посвящения
на первой странице

люди закрывают глаза
стараясь не думать ни о чем
мечтают только о том
чтоб скорее закончился путь домой
а девушка листает страницы
как необыкновенную драгоценность
повторяет про себя строчки стихов
и улыбается, улыбается, улыбается

вагон останавливается хлопает дверьми
люди вносят и уносят
свои чужие усталые жизни
а девушка с книжкой
милая девушка
с большими серыми глазами
едет куда-то дальше
прямо по зеленой ветке…


2. Их знакомство состоялось на литературном вечере. Милая симпатичная девушка сидела в первом ряду и слушала стихи, широко раскрыв большие серые глаза. Казалось, она боялась лишний раз вдохнуть, чтобы не спугнуть чудо, совершающееся прямо здесь и сейчас. После вечера она подошла и попросила подписать книжку. Чуть ниже необязательных вежливых слов и небрежного поэтического росчерка был приписан еще и номер телефона.


3.
предусмотрительность
предосторожность
тебе не помогут
безопасность бессмертия
бесконечность симметрии
следи за собой
будь осторожен
беспредельность отчаяния
беззаботность ограниченности
перелистывая страницы
не останавливайся
не делай пауз
беспечность неосмотрительности
беспочвенность ожидания
в этой книге ничего нет
обеспокоенность пальцев
ломкая сухость страниц
безмерность одиночества
бесполезная трата времени
ошибка воображения
пустое означающее
безмятежность опустошенности
безграничность обманутого доверия
тебе не нужны эти буквы
главное не останавливайся
не вчитывайся скользи по поверхности
безрезультатность усилий
безропотность подчинения
эта неправильная книга не предназначена для жизни
бестрепетность невостребованных возможностей
будь осторожен
следи за собой


4.
такое простое дело –
набрать телефонный номер
нажать несколько кнопок
и выслушать долгий гудок

она подходила к телефону несколько раз
дотрагивалась пальцами до трубки
и снова уходила стоять у окна
смотреть на пустынную вечернюю улицу
на косой свет фонаря
и вывеску магазина напротив
и набираться решимости
для этого простого действия

казалось, что впереди ее ждет
что-то очень хорошее
что-то светлое
и вдохновляющее
то о чем она всегда мечтала
и тем не менее было так сложно
просто снять трубку

нажать несколько кнопок
чтобы где-то там далеко
низкий глуховатый голос
ответил «алло»


5.
весна должна быть беззаботной
весна должна быть безработной
весна должна быть пустой и чистой
не испорченной никакими отношениями
весна должна быть дружелюбной,
открытой, дерзкой и безумной
заполненной стремительными шагами
весной должно быть все с начала –
новый роман или новый рассказ
и еще весна должна быть агрессивной,
эгоистичной и безалаберной
неостановимой и неудержимой
чтобы каждый, каждый, каждый
вдруг почувствовал
как в его скучной жизни началось
нечто совершенно новое


6.
ходят пары по бульварам
крепко за руки держась
сердце бьется, и удары
утверждают жизни связь

ведь у каждого мгновения
будет дальше продолжение

в ожидании свидания
сердце бьется с перебоями
и это выпадение в не-существование
оказывается особенно мучительным
на фоне растворенного в воздухе
всеобъемлющего
любовного томления

тем не менее секунда следует
за секундой
приближая назначенный час
превращения, если повезет
в такую же пару
что ходят, ходят, ходят
по бульварам
ходят за руки держась

и за приятным разговором
не замечают
учащенного биения
собственных сердец


7.
ох уж эта московская весна
город словно просыпается от зимней спячки
оттаивает встряхивается потягивается –
все ли на месте
все ли работает как надо
подмигивает чисто промытыми витринами
манит свежей блестящей
новенькой зеленью парков и аллей
и все время что-то обещает –
какое-то совершенно необыкновенное счастье
какую-то безумную неземную любовь
какой-то прыжок в неведомое
и никогда ранее не испытанное

остро пахнут клейкие зеленые листочки
символ воли к жизни
в кривых переулках и на бульварах
лавочки заняты парочками
когда-то она завидовала им
пробегала мимо
стараясь незаметно рассмотреть
дышат ли эти лица любовью
или это просто от скуки и весеннего томления
ведь ей всегда хотелось исключительной любви
чтобы полететь как бабочка на пламя
и сгореть в этом огне
а потом быть может возродиться
и стать совершенно другой
абсолютно новой
не похожей на себя-прежнюю


8. Высокий худой похожий на птицу поэт стоял в условленном месте и курил, медленно выпуская дым в сыроватый весенний воздух. «Привет, – сказал он. – Очень приятно встретить настоящую ценительницу поэзии, да еще и, кроме всего прочего, такую симпатичную».


9.
отступление 1
Ася, Ася, Асечка
добрая трогательная девочка
не люби поэта Асечка
не держи его за руку
слишком тонки эти поэтические пальцы
ничего кроме стакана не держат
эти глаза тебя не увидят
они смотрят лишь в зеркало и в небо
в этом сердце течет не кровь
текут чернила
оно вообще через раз бьется
его руки как сухие ветки
его глаза как дохлые рыбы
а ты теплая трепетная живая
у тебя длинные музыкальные пальцы
у тебя потрясающая улыбка
и слишком доброе сердце


10.
в отношениях подобного рода
следует избегать эмоциональной вовлеченности
влечение притяжение
ощущение прикосновение
полноценность жизни
осуществленность желания
наивысший момент существования
снятие проблемы отдельности
размывание границ личности
полнота и счастье
тебя словно притягивает к магниту
реальность меняет свое качество
меняются вкус и запах
ощущение от бытия
влечение вовлечение
чужой мир становится уютным
отделение чужого чуждого чужеродного
извлечение прошлого
излечение
одиночество становится короче
единение все увеличивается
слияние умножается
прислониться к плечу
потрогать рукав куртки
подышать запахом выветрившихся сигарет


11.
и вот снова твоя комната
та же но не та
пустая раковина твоего «я»
теперь заполнена
мыслями, чувствами
и даже мечтами
правда не имеющими
никакой определенной формы
просо легкое мечтательное настроение
когда хочется
трогать рукой предметы
такие знакомые
и вдруг ставшие другими
и улыбаться, улыбаться, улыбаться
любовь меняет весь мир
любовь делает человека лучше
любовь управляет жизнью
любовь, любовь, любовь
растворена в воздухе
ты открываешь окно
и вдыхаешь
эту бесконечную любовь
вперемешку с запахом пыли
и стертого шинами асфальта


12.
любовь это счастье
жить без любви невозможно
это не жизнь
а ужас какой-то
когда есть любовь
по-другому светит солнце
когда есть любовь
везде цветут цветы
ярче голубеет небо
и плывут по нему
нежно белые облака
когда ты влюблен
то все получается
события словно разворачиваются
в твою сторону
удача преследует тебя
люди на улицах тебе улыбаются
потому что чувствуют
безграничную любовь

ты несешь любовь в себе
ты сам становишься
воплощением любви
и раздаешь эту любовь
всем окружающим
любовь это наивысшая точка
твоего существования
ты счастлив
все случилось
все произошло
мир стал лучше
люди стали добрее
радость бесконечна
будущее безоблачно
и нет в мире ничего
сравнимого с этой твоей
неумеренной любовью


13. Они стали встречаться. Сначала ходили по бульварам. Поэт рассуждал о литературе и о неблагодарности современников. Она слушала с внимательным благоговением. Потом она начала приходить в его маленькую квартирку, заваленную книгами и пустыми бутылками. В окно на кухне были видны облака, плывущие по немного желтоватому летнему московскому небу.


14.
облака в московском небе
облака
словно вечности протянута рука
и сквозь щели меж домами
над пустыми проводами
облака в московском небе
облака

улететь бы вместе с вами
облака
да не все еще случилось здесь пока
еще прожекторы сверкают
и актеры все играют
от финала пьеса эта далека

ах, сбежать бы мне в антракте
и на облаке умчаться
в ту страну, которую на карте
не найти
но не виден гардеробщик
и опять зовут на сцену
из сюжета не уйти нам
просто так


15.
когда получено желаемое
жизнь словно останавливается
мечта сбылась
точка поставлена
осталось наслаждаться случившимся
и с тоской вспоминать время
когда оно еще не случилось
мечта сбылась и хотеть больше нечего
мечта сбылась и идти дальше некуда
мечта наконец-то сбылась
и теперь тебе не о чем
больше мечтать


16.
счастье это пустая точка
остановка
пауза между сердечными ударами

счастье это душевный вакуум
отсутствие
чувств, желаний и намерений

счастье это выпадение
в не-существование

счастье это молчание
пустое означаемое
в некотором роде небытие

счастье невозможно выразить
о нем нельзя сказать
оно не поддается описанию

счастье можно почувствовать
только когда его уже нет


17.
и вот желаемое получено
великая любовь состоялась
и здесь надо бы поставить точку
но жизнь продолжается
эта блядская жизнь продолжается
и за моментом наивысшего счастья
начинается ежедневная рутина
практический опыт отношений
опыт разговоров ни о чем
опыт совместного молчания
опыт ускользающих взглядов
и холодных безжизненных прикосновений
то что когда-то появилось
непременно завершится
вот почему настоящие знатоки
гурманы эмоциональных состояний
предпочитают
чтобы зародившееся чувство
постоянно начиналось
но так никогда
и не началось


18.
отступление 2
не тронь меня
слышишь не тронь
не подходи
не прикасайся
не пытайся
со мной разговаривать

не для тебя предназначена
эта улыбка
не в твою сторону
смотрят эти глаза
не для тебя бегают по клавишам
эти пальцы

так что не приближайся
живи своей жизнью
следуй своей дорогой

и просто займись наконец
своими делами
такими важными
и неотложными
своими срочными делами
и до сих пор нерешенными
про-бле-ма-ми


19.
когда мечтаемое и действительное
сойдутся в смертельном объятии
останется черная воронка
словно по нам стреляли
словно мы с тобой сидели в окопе
а по нам стреляли те
кто лучше знаком с реальной жизнью
вот благоразумие
вот здравый смысл
вот мнения друзей и знакомых
и наконец-то один из снарядов
наверное это здравомыслие
попадает прямо по нам
и ничего не остается
от нашей хрупкой
и почти незаметной любви


20.
где же она
грань между
мечтой и действительностью
почему через какое-то время
приходится обманывать себя
уверять что он тоже любит
просто сегодня не в настроении
растягивать свою любовь
чтобы хватило на двоих
любить сразу за обоих
превращать в другого
свое отражение в зеркале
и разыгрывать внутреннюю пьесу
поочередно сразу за всех персонажей


21.
завтра утром
мы бежим за облаками
чтобы время повернуть назад
и вернуться в то же счастье
что казалось потеряли

облака плывут по небу
в ту страну где никогда ты не был
там счастье безбрежно
влюбленные нежны
и нет там молчания
нет там печали
нет там ни холода слов
ни отпущенных рук
ни снящихся каждую ночь
неизбежных разлук

ведь жизнь динамична
а счастье статично
и надо бежать изо всех сил
чтобы просто остаться на месте


22. Они встречались два раза в неделю все лето и первую половину сентября. А потом он заявил, что она мещанка, полая женщина и что она никогда не сможет его понять. «Мы не подходим друг другу, – сказал он и с легкой ухмылочкой добавил: – Не приходи ко мне больше».


23.
о как легка и невесома
эта внезапно образовавшаяся пустота
сколько времени
которое нечем заполнить
сколько мыслей
которые некому посвятить
и как насмешливо
смотрят на тебя
твои же старые вещи
все стало почти прежним
только пыльным и чуть более
выцветшим
твоя старая жизнь
приветствует тебя
журчанием дождя за окном
и привычкой к печали
переходящей в тихое отчаяние
из этой комнаты будто что-то ушло
что-то важное в ней было
что-то жизненно необходимое
что-то вроде надежды
и ожидания счастья
совершенно неземного счастья
которое теперь уже
в прошлом


24.
распадение тождества
растождествление
расслоение реальности
размежевание с прошлым
отделение минут одна от другой

разрушение слаженного
обрывание сложившихся связей
окончание устоявшейся привычки
расчленение целого
опустошение

распространение пройденного
расхождение
определение новых координат
поворот в другую сторону
от-вращение

распределение одиночества
раскрепощение
это освобождение не приносит радости
раз-лу-чение
истязание угрызениями

разлука ты разлука

расставание
открепление заложенного смысла
расторжение мета-дискурса
разложение изложенного материала
различение приближения пустоты

размещение
прежнего
в том же пространстве
ощупывание
вновь возникшего
расстояния


25.
отступление 3
Ася Карева любила, а потом умерла. Позвякивает на могиле фарфоровый веночек. Мы не были знакомы лично, но я помню ее по записям в Живом журнале. И не только я помню. Наверное, мы все почувствовали, что с ее смертью в мире, где катастрофически мало любви, этой любви стало еще меньше. И потому для меня эта рифма – точная: Ася Карева – легкое дыхание.


26.
бульвары и кривые переулки
подслушивали ваши разговоры
и теперь на месте
сказанных вами слов
образовалась какая-то
ждущая пустота
будто слова не до конца
исчезли
будто в пыльном московском воздухе
еще слышно слабое эхо
ваших нескончаемых бесед
пойдем скорее на улицу
ведь если поспешить
мы еще сможем услышать
как медленно падают
в серо-желтую осеннюю пыль
произнесенные вами
когда-то в незапамятные времена
прошлой весной
слова


27.
сумерки и заоконная пустота
понемногу вползающая в комнату
здесь все меньше воздуха
стены словно придвигаются
и воздуха все меньше и меньше

пространство готово
свернуться в одну точку
и эта точка – твое собственное сердце
оно бьется все медленнее и медленнее
а потом словно замирает

и уже кажется что тебя больше нет
а есть только темная пустая комната
где на потолке время от времени
возникают из ниоткуда
перекрещиваются
надвигаются и отступают
разворачиваются
и сжимаются до тонкой светлой линии
тени проезжающих мимо
шуршащих шинами
почти беззвучных
и даже немного призрачных
машин


28.
липкое молчание
трубки телефона

оглушительная тишина
необыкновенно противная
на ощупь

можно резать ее на части
можно складывать ее в коробки
можно прятать ее в самый
дальний угол комнаты

чтобы никогда не вспомнить
об этом
чтобы никогда не увидеть
в зеркале
свои пустые ждущие глаза

а телефон молчит
и пуст почтовый ящик
телефон молчит
и ящик пуст

словно в мире больше
никого не осталось
только ты
и твоя огромная тоска
и она больше не помещается
в этой комнате
для вас обеих
здесь слишком мало места

а телефон молчит
и пуст почтовый ящик
как будто тебя вычеркнули
из списка адресатов
и актуальных контактов
как будто прошлое
стало давно прошедшим
было стало
и было исчезло

как будто тебя уже
совсем не осталось
все заместилось
какой-то тоскливой пустотой
бесконечно тянущейся
и немного липкой

а телефон молчит
и ящик пуст


29.
холодная осень
шаги по асфальту
первый снег
жалкий и недолговечный
как твоя растаявшая
настоящая любовь

ровная красивая поверхность
пустого газона
похожа на чистый лист
чья девственность
никогда не будет нарушена

белое белое безделье
бедное бедное безмозглое
пригвождено к белому листу
сведенные пальцы
не попадают по клавишам
прикушенные губы не чувствуют боли

я напишу тебе
настоящее письмо
на чистом белом листе
таком прекрасном
пустом листе
обещающем нечто невозможное
пустом листе
содержащем все слова мира
пустом листе

вернее ты сможешь
придумать его сам
как и я от нечего делать
одним зимним вечером
взяла и зачем-то
придумала тебя


30.
и снова звонок телефона
привет как дела
всехорошо
аутебякак
у меня тоже
недавно представляешь влюбился
она совершенно замечательная
очень тонко понимает стихи
и обладает прекрасным
покладистым характером
какярадазатебя
какжекакжеязатебярада
нам вместе очень хорошо
и я даже подумываю
не съехаться ли нам
хотя пока как будто рановато
а ты как считаешь
считаючтосамоевремя
воткакясчитаю
у тебя точно все в порядке
уменявсехорошо
всесовсемхорошо
сноваосень
сноваочень
сновавсесовсем
ну да ладно пожалуй
прислушаюсь к твоему совету
или все-таки немного
еще подожду
самую малость подожду
ты звони мне если что
обязательно звони
всегда рад тебя слышать
ведь мы же друзья
конечнопозвоню
непременнопозвоню
мыдрузья
самыенастоящиедрузья
ну пока дел еще тут
полно у меня
покапока
покапокапока
пока
и длинный гудок
в телефонной трубке


31.
отпусти меня
я так хочу на волю
мне очень скучно
в клетке моего тела

мне надоели
одни и те же чувства
мне надоели
одни и те же мысли

во мне что-то поломалось
что-то натянулось донельзя
и лопнуло
и теперь я ничего не чувствую
просто ничего не чувствую
как будто меня уже нет
остался только слабый контур
как от размытого волной
города на песке

о как же эта постройка недолговечна

отпусти меня
мне пора на волю
эти слова застряли в голове
как иголка проигрывателя
в испорченной виниловой пластинке

старые вещи становятся не нужны
старые чувства становятся не нужны
старые мысли становятся не нужны
и весь старый ты абсолютно не нужен
никому не нужен
и даже себе не нужен
о да прежде всего
ты не нужен
самому себе


32.
на станции белорусской
кто-то шагнул под поезд
дождался появления
огней в темном туннеле
и сделал шаг вперед

никто так никогда и не узнал
причин этого поступка
а может это была
простая неосторожность
потеря бдительности
пренебрежение правилами безопасности
утрата правильной ориентации
мгновенная ошибка
с роковыми последствиями

поезда стояли в туннеле
ровно полчаса
а потом снова пошли
как будто ничего и не было

morituri te salutant
огромный город
не предназначенный для жизни

morituri te salutant
заученные в детстве
прописные истины

morituri te salutant
несбыточная мечта
о чем-то настоящем

morituri te salutant
пустое безоблачное небо

morituri te salutant
вся эта нелепая
бестолковая
невыносимая
бесконечно тянущаяся
невероятно надоевшая
жизнь


33.
выйти из дома
и больше туда не вернуться
здесь слишком разрослась пустота
жилое пространство будто сжалось
в одну сверхплотную точку
которая тоже должна исчезнуть
аннигилироваться

выйти из дома
потому что вдвоем здесь
стало слишком тесно
и кто-то должен исчезнуть
аннигилироваться
уступить место
чему-то новому

выйти из дома
и освободить место пустоте
чтобы ничто ей не мешало
заполнять каждую клеточку
пространства

не надо сопротивляться пустоте
пусть она поднимется
вверх как медленная вода
пусть она заполнит
весь объем комнаты
пусть она станет
единственной реальностью
из которой рано или поздно
непременно родится
что-то новое

ведь нет ничего прекраснее пустоты
содержащей сразу все возможности

надо выйти из дома
уступить место пустоте
чтобы когда-нибудь вернуться
стать другим и вернуться
вернуться непохожим
на прежнего себя

надо выйти из дома
чтобы когда-нибудь вернуться туда
совершенно другим


34.
и пошел снег
красивый белый плотный
он падал стеной
так что нечем было дышать

не было ничего
кроме этого снега
ни домов
ни фонарей
ни проводов
ни неба
ни машин
ни людей
ни даже собак

весь мир был пустым
белым и чистым
словно ему только еще
предстояло родиться


35.
Эпилог
в вагоне метро, где пространство
разложено на равные части
каждый как мог отгораживался
старался совсем не участвовать
в чужой тошнотворной жизни

девушка едет с книжкой
с книжкой в зеленой обложке
столбиками стихов
и небрежным росчерком посвящения

девушка едет с книжкой
милая но не красавица
девушка едет с книжкой
девушка улыбается

девушка листает страницы
как необыкновенную драгоценность

вагон останавливается хлопает дверьми
люди вносят и уносят
свои чужие жизни

следующая остановка станция метро «белорусская»
произносится как беларуская
то есть Беларусь – Белая Русь
какая-то другая чистая и красивая Русь

беларуская
причем «е» явно стремится к «и»
а между двумя последними «а»
слышится йот
«Бе/иларускайа» говорит диктор
и автору пора выходить
а девушка с книжкой
милая девушка с книжкой
едет куда-то дальше