15 декабря 2013 | "Цирк "Олимп"+TV №11 (44), 2014 | Просмотров: 3171 |

Комментарий составителей к новой книге Всеволода Некрасова «Самара (слайд-программа) и другие стихи о городах»

Галина Зыкова

 

Анна Ивановна Журавлева, жена Всеволода Николаевича, не один раз говорила, что хорошо бы было сделать книгу его стихов под названием «Поэтические путешествия». Сам Некрасов эту идею не комментировал никак: может, потому, что книжек, объединенных темой, он почти никогда не делал, хотя попытки такие были – прежде всего «Стихи про всякую, любую погоду», сборник, предлагавшийся в середине 70-х годов. Так или иначе, если говорить об авторе замысла книги, которая вышла в Самаре, - это прежде всего Анна Ивановна Журавлева.

Что касается выбора текстов для книги, то он был почти неизбежно произвольным, о чем мы и должны сразу предупредить. Кроме стихов про Самару, Минск, Тюмень, Тобольск, Ригу (они выбраны и потому, что написаны во времена безусловной творческой силы автора, в 80-х, доработано в 90-х, и потому, что в этом случае было необходимо зафиксировать не только в сети, но и на бумаге результаты филигранного текстологического чтения рабочих материалов, осуществленного Михаилом Александровичем Сухотиным) есть ведь еще стихи о Париже, о Севастополе – разной степени завершенности, но не печатавшиеся никогда – есть стихи о Казани, не включенные в публикацию «Казань реально» («Знамя», 2009); есть поэма о Мариуполе, сохранившаяся, как и «Казань», в многочисленных редакциях и набросках, и опубликованная только на сайте Александра Левина (там же – стихи о Гданьске и Архангельске). И это ведь неполный список: внешние впечатления почти любого типа у Некрасова могли порождать стихи – почти «стихи на случай» -  не прерывающийся лирический поток, отражающийся в рабочих блокнотах (они хорошо сохранились), а с середины 90-х и в компьютерных файлах. При этом отношение Некрасова к литературе как к ответственному делу, своего рода почти ремеслу предполагало крайне жесткий отбор – до публикации доходила очень небольшая часть написанного, в том числе и того, что в машинописи имеет вид вроде бы беловой редакции (например, кое-что из рижских стихов, если говорить о составе этой книги).

Самарский текст, посвященный поэту Сергею Лейбграду и фотографу Сергею Осьмачкину, с которыми Некрасов общался в свой первый приезд в Самару в 95-м году в связи с издаваемым Лейбградом вестником современной литературы «Цирк «Олимп», - один из только двух вошедших в этот сборник поздних текстов о городах, который был опубликован (не напечатан, а именно опубликован - на сайте Александра Левина) самим автором, то есть оценен как завершенный (второй текст – это стихи о Минске, здесь форма публикации – публичное авторское чтение в Минском университете (стенограмма вечера вошла в напечатанную в Минске минимальным тиражом книгу).

Не публиковавшегося автором среди стихов о путешествиях так много, между прочим, еще и потому, что такие стихи у Некрасова почти всегда – по крайней мере, после ленинградского цикла, дописанного в конце 70-х – вырастали у него во что-то вроде поэмы, принимали вид большой формы, жанрового обозначения которой Некрасов старался избегать и с которой оказалось непросто справиться. И еще. Порожденные вроде бы непосредственной реакцией на увиденное – почти «стихи на случай»! – поэмы (будем называть это так просто для удобства) о городах не отпускали автора очень долго, и над тем, что сейчас называем незавершенным, Некрасов работал годами, судя по сохранившимся рабочим материалам. Михаил Александрович Сухотин заметил, что по своей сути – и видимо, и по некоторым чертам поэтики – поэмы о городах делятся на, так сказать, «репортажные», то есть такие, которые были задуманы под непосредственным впечатлением от путешествий – и такие, которые – это прежде всего «Казань» и «Мариуполь» - посвящены воспоминаниям детства и, может быть, последние оказываются для автора незавершимыми по причинам отчасти психологическим (тексты такого – «воспоминательного» - типа в сборник не вошли). При всем неоспоримом различии между репортажем и воспоминанием, творческая история поэм этих двух разных типов неожиданно похожа, похожа непрерывность процесса доработки.

Мы не утверждаем, что то, что вошло в книгу, лучше – или репрезентативнее – того, что осталось за ее пределами. Еще один вопрос, пожалуй, еще более сложный для составителей, чем вопрос выбора текстов, - как представлять читателю незавершенное. В новом сборнике это сделано – честно признаюсь – в общем, не так, как положено публиковать неизвестные тексты автора такого уровня. В «Самаре (слайд-программе)» и «Тюмени-Тобольске» я сделала купюры, и довольно большие, - правда, они обозначены. БОльшая часть купюр неизбежна, если мы намерены предлагать текст читателю: незавершенность проявлялась ведь не только в том, что автор не предъявлял текстов публике, но прежде всего в том, что автор не успел найти в устройстве целого определенного места для готовых фрагментов, раскладывал их то так, то эдак – как пасьянс, причем повторы больших кусков в незавершенной редакции не могут быть поняты как эстетически осмысленные,  это именно попытки прикинуть – а куда лучше этот кусок поставить? Свои резоны есть у разных вариантов, а публикатор – если он рассчитывает на такого читателя, который будет получать от стихов эстетическое удовольствие, если публикатор все-таки надеется, что книгу прочитает не только узкий круг людей, готовых читать и черновики в их натуральном виде, но, может быть, и кто-то еще – так вот, публикатор вынужден вместо автора решать, где фрагмент оставить, а где убрать. Такое решение будет – мне его и приходилось принимать – неизбежно субъективным и упрощающим; это отказ от возможностей, которые сам автор не исключал.

Последнее. Признаваться в этом не очень приятно, но нам нечасто предлагают издать стихи Некрасова. Так что редакции «Цирка «Олимп+TV» и, прежде всего, Виталию Леонидовичу Лехциеру мы с Еленой Наумовной Пенской очень благодарны за их решение, и нетривиальное, и потребовавшее хлопот, ведь одна верстка некрасовских стихов уже дело нелегкое.

 

См. также:

Тексты из новой книги «Самара (слайд-программа) и другие стихи о городах»

Поэтическая логоцентрика-2 (презентация новых книг Всеволода Некрасова и Алексея Колчева в Самарском литературном музее)