16 мая 2013 | "Цирк "Олимп"+TV №8 (41), 2013 | Просмотров: 6842 |

Фотографии

ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ МИР ЕЛЕНЫ ЕЛЕЕВОЙ

Фото Сергея Осьмачкина

Елена Елеева (Самара.
1979 г.р.). Училась а в Архитектурно-строительной академии.
 В творческой фотографии 6 лет. 
 Член СФР с 2010 года. Клуб: ФОТОШКОЛА «САМАРА». Лауреат ряда конкурсов как на местном так и на всероссийском уровне, участница персональных и групповых выставок в Самаре, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Челябинске и др., предпочитает прямую монохромную фотографию без вмешательства ФШ и прочих манипуляций.

 

Работы Елены Елеевой захватывают и подкупают сразу, потому что в одно мгновение перемещают тебя, что называется, в inter-esse, – в самую сердцевину существующего, причем удивительным образом сочетающую репортажную точность и мощную эмоциональную волну, которая поднимается и накатывает на зрителя практически из каждой работы автора. Все эти лица, выглядывающие из дверных проемов, из темноты своих биографий и своего бытового окружения, иногда с разящей внешней неказистостью, эти старушки на наших улицах, смотрящие прямо в душу объектива, или, наоборот, занятые выживанием, или превратившиеся в спины и косынки и имеющие отношение только друг к другу, эмпатийный портрет женщины в горе, пытающейся скрыть его от посторонних, ясные и глубокие глаза девочки, обернувшаяся морда собаки, остановившейся на ступенях уличной лестницы, фактура которых прописана так, что у зрителя создается ощущение болевого присутствия, - совершенно все, схватываемое взглядом автора, как на стрит-фотографии, так и в работах других жанров, как бы растворяется в фантастических перцептивных событиях, уникальной способности видеть жизнь в ее незаметном, мимолетном и динамичном трепетании. Елеева – целиком в реальных деталях, в самой их непридуманной множественности и соположенности, контрастной пространственной и темпоральной связанности (молодость и старость, женское и мужское, детство и зрелость …), иногда единично-случайностной, иногда кажущейся схваченной в самом своем эйдосе, особенно в жанровых сценах. Но в то же время для нее принципиально важна поверхность, обнаженная кожа вещей и обстоятельств, зеркальное отражение вещей друг в друге, невероятно пронзительная и содержательная визуальная диалектика света и тени. Несмотря на всю свою реалистическую бескомпромиссность, иногда даже усиленную необычным ракурсом, автор проникнута нежностью и добрым юмором в отношении всего, что видит. 
Если в жанровом отношении фотографии Елеевой достаточно определены, то в плане общей эстетики они абсолютно амбивалентны и неуловимы: фигуративный экспрессионизм, натуралистический импрессионизм с акцентом на светотеневое письмо, сингулярный универсализм, превращающий в универсальные символы любую единичную предметность: стакан с водой, кошку, плакат на заднем плане, ледяную прорубь, веселого бомжа на снежном тротуаре, вспорхнувшие птицы… Фотографии Елеевой показывают, что бытие-в-мире, осуществленное как реальный опыт чувственной вовлеченности в неприметно происходящее событие жизни, может порождать полноценную, неинфантильную, невиновную радость соприсутствия, пусть даже возникающую и существующую лишь пока длится художественный образ.

Виталий Лехциер