Памяти смерти
Татьяна Красильникова
Татьяна Красильникова – поэт, филолог. Родилась в Нижнем Новгороде. Окончила филологический бакалавриат (НИУ ВШЭ, 2018) и магистерскую программу «Русская литература и компаративистика» (НИУ ВШЭ, 2020); изучала итальянскую литературу в университетах Бергамо (2017) и Милана (2019); участвовала в лабораториях «Школы литературных практик». Стихи публиковались в поэтических медиа «Полутона», «Артикуляция», «Метажурнал», «Интерпоэзия», «Флаги», «Ф-письмо» и в журнале «DOXA» (поэма «Высшая школа эрекции закрывается на карантин», под псевдонимом Лиза Бедная). Лонг-лист премий «Дебют» (2015), «Лицей» (2019) и «Цикада» (2021), шорт-лист премий журнала «Интерпоэзия» (2020) и «Метажурнала» (2021). Написала книгу «Поэтический язык Пастернака. “Сестра моя – жизнь” сквозь призму идиоматики» (2021, совместно с П. Успенским) и статьи по русской литературе XX века.
***
Пока люди бросались в воду, рыбы
выбрасывались на сушу, жабрами
выпрашивая кончину; на квадрате
аквариума я вычерчиваю конденсатом
круговорот влечения к смерти в природе,
но водоворот желания жизни – о метафоры,
которыми мы дышали, покуда нас не
бросили в омут политической речи! –
мне подсказывает, что дело могила,
а именно: соль структуры слаще
корней спасения тех, кто высохли
на плитах упрека, выжаты в гуще
соблазна песка и взвеси, прижаты
к гортани допроса, кулаку улики,
соломинке страха.
*
Какое у нас неприподъемное
время: могильщики организуют
коворкинг, чтобы еще веселее вгрызаться
в грунтовое горе; прохожие зевают
от поцелуя убийцы, да и я закрываю
окно не потому что душит – душно
от взмокшей черемухи,
приторно, будто кто-то нассал
в подушку с испуга небом –
зачем ему такие большие зубы,
такой отвратительный рот утраты,
язык, которым и жалея –
жалишь.
*
Взвесь забвения, или это
тебе не достанется тоже
под вспухший язык?
Император выходит во двор,
дофаминовый плен за плечами
сияет печалью и сном, и ловушка
становится пухом, а страх – хрустом сахара
изнутри рта, пережеванным чаяньем
волости; чешет редкие волосы,
немигающим оком молчит –
пациент, залезай на сырую подушку,
пилюлями плюйся во власть потолка,
в световой бестиарий под выходом,
срок – и выдохнул; снова срок;
снова выход.
*
Т. Н.
Забытые болезни печальных
тропиков, неужели
и вы здесь цвели, намокая
под плачем сирени, когда болели
улики кожи в сухой дремоте,
и мы писали шпаргалки,
но и те подводили
не к утешению плоти – летальному
выдоху из страны невыученного
секспросвета; вдоху там,
где уже и тьмы не случится, –
только пыль и память,
и пыль.
*
Здравствуйте, говорит
страдание в моем рту сроком
немощи в два никуда
не годящихся года,
хорохорится или уже
хоронится у камня,
где сладость и гибель,
и кто-то забыл из-под чая
стаканчик – селение мошек,
бессилие солнца в краю
полевых адресатов, поросших
травой или травмой,
не знаешь уже, над какой из
могил промолчать, все одно –
горечь всходит на теплый язык
из желудка; голод – лед
и бодрит; страдание – язва
страсти; насилие – ягоды яда;
ну и что мне с того – посмотри,
как мне нравится строить откосы,
срываясь в сквозняк,
где сухие соцветия – слух,
обернувшийся к звуку.
*
Нашим домом стало сизо,
расцветающее в сезон
прохлады – наконец-то можно
присесть, уставясь глазами
в сердце: для чего всякий раз
приходилось чинить заводного
сизифа, язык укусывая на одну
шестую, и, открывая решетку
сезама, обнаруживать, что уже все
дома и никуда не надо, –
можно растянуться, вытянуть ноги,
потягивая сидр, предварительно
охлажденный, с жимолостью,
на которую аллергия.
*
В железобетонном краю мы бежали
от пожарной тревожности, закрывая
взгляд, но нам объяснили, что это
всего лишь атака на панику памяти
о предстоящем конце; тогда мы,
расслабившись, стали считать
поступленья террора и в такт
раскачивать тело, чтоб всякий
концлагерь отныне казался нам всласть
размахнувшейся вечеринкой –
пиром во время заката света.
*
Липнет эрос-тянучка, как будто
не видит, что нам не до
жвачки желаний в покоях
тревоги, в угодьях
панической пыли, в шатре
биполярного горя нам стало
уже не до взглядов, от нежности
влажных, и тешить стыдливо
себя в окруженьи зеркал
щекотливо – смотри, мне
щекотно и щиплет вот тут,
но не хочется плакать, а хочется
писать – прости, у меня так бывает
с оргазма, вина или просто
от нервов.
*
Быть закатанной в
Рамблу; золой в вишне
зазимоваться; сойти с рельсов, не сойдя
в Салерно; вытрястись в абруццком
стаккато – и увидеть на дне стакана
не вино, не воздух, а только
глаза свои, радующиеся, что еще
суббота, что еще впереди целые
выходные или даже лето –
пусть оно будет пряным,
как эта мята.
*
Хорошо, что можно уже не бояться
смерти и, просыпаясь ночью, не
гуглить «как не бояться
смерти» – щедрость лайфхака
по взлому жизни. Смотри, сегодня
ночью, блуждая по лунному
лугу, я собрала на кухню букет
гормонов весны и смеха –
принеси, пожалуйста,
вон ту прозрачную вазу
и налей в нее
холодную воду.