Архетип

В широком смысле это понятие описывает функционирование коллективных моделей и мирообразов в тексте культуры, в художественном языке и в отдельном произведении.

Первоначально (в сочинениях Платона и Блаженного Августина) понятие «архетип» обозначало божественный первообраз, «эйдос» вещей и понятий. В этом смысле «архетип» – это некий образец, матрица, модель, порождающая свои варианты. Такое понимание архетипа довольно часто встречается и в новое время. Так, русский философ Г. Шпет трактовал слово как «архетип культуры».

Однако по-настоящему новым содержанием термин «архетип» был насыщен швейцарским психологом и интерпретатором культуры К.Г. Юнгом (1875 -1961). Архетип в его понимании – это структурный элемент психики, который возник в примитивном мире первобытного человека и изначально нашел свое выражение в его мифологии. Юнг был убежден, что архетипы живут в каждом из нас до сих пор и являются неоспоримым наследием всего человечества, коллективным бессознательным. Важно, что К.Г. Юнг рассматривал архетип не столько как конкретный мифологический образ, сколько как паттерн (буквально – образец, модель, «форму») человеческой фантазии, который несет в себе бессознательное ядро значения. Он уподоблял архетип кристаллической решетке и рассматривал его как способность продуцировать образы, данную нам до опыта, т.е. врожденную. Таким образом, архетип у Юнга представляет собой некую предшествующую конкретному образу коллективную форму. Он даже выделил ряд таких форм, метафорически назвав их Великая мать, Младенец, Анимус, Анима, Мудрый старик, Мудрая старуха. Теория архетипов Юнга находится в прямой связи с неомифологизмом модернистского искусства и сама представляет «новый миф», в котором психологическое становление современного человека во многом определяется бессознательными и древнейшими формами его душевной жизни.

Сегодня термин «архетип» приобрел широкий культурный смысл. Этим мы во многом обязаны отечественной фольклористике и литературоведению, которые с 1920-х годов исследуют роль древнейших образов и представлений о человеке и мире в формировании языка культуры. Здесь необходимо назвать имена А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, О.М. Фрейденберг, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова. В частности, О.М. Фрейденберг в книге «Миф и литература древности» со свойственным ей радикализмом утверждала, что не только в древности, но и в наши дни мир самых разнообразных вещей, а также понятий формируется не столько потребностями, сколько на основании неких «умственных схем», рожденных в архаике.

Семиотический подход к искусству понимает под архетипами некие структурные элементы художественного языка (кода), восходящие к архаическому мифу или традиционному искусству (фольклору и раннеписьменной литературе). Например, Е.М. Мелетинский, рассматривает архетипы и как «кирпичики» традиционного повествования (здесь он выделяет архаический комплекс «первопредок – культурный герой – трикстер», трансформация которого сформировала типологию персонажей повествовательной литературы); и как обобщенные жанровые модели («эпический», «рыцарский» архетипы); и как группы сюжетных мотивов; и как варианты «картины мира», свойственные творчеству того или иного автора в целом.

Как синонимы термина «архетип» в отечественном литературоведении употребляются выражения «универсальные мифологические схемы», «фольклорно-мифологическая основа», «мифосимволическое». В.Н. Топоров трактовал архетипическое / мифосимволическое очень широко, понимая его как «высший модус бытия в знаке». Архетип для него – нечто первичное и одновременно вечное. Такая позиция сродни понимаю архетипа исследователем мифа М. Элиаде, для которого архетип – это первичная «иерофания» (явление священного), противостоящий истории образец духовной жизнедеятельности человека.

Помимо архетипов, восходящих к древности, существуют и так называемые «вечные образы» (Дон Жуан, Гамлет, Фауст), пришедшие в культурное сознание из авторского искусства. «Вечные» качества приобретены этими образами благодаря тому, что они в период своего возникновения смогли актуализировать архетипы, дав им вторую жизнь.

Искусству ХХ века присуща обнаженная «архетипность». Это связано с рубежным состоянием культуры, с революционными социальными, экономическими, ментальными изменениями общества. Сознательное (бывает и бессознательное) обращение к древним структурам часто обусловлено поиском опоры, неких устойчивых элементов бытия. Классический пример - романы Дж. Джойса «Улисс» и «Поминки по Финнегану». В современном искусстве, литературе «архетипическое» мышление тоже играет заметную роль.

Смотрите также: