Габитус

Это понятие, предложенное французским социологом культуры П.Бурдье, пока еще практически не используется в литературоведческих работах. Между тем оно, описывая мотивы и установки деятельности человека в том или ином поле культуры, помогает разрешить вечный спор между объективизмом (в литературоведении он представлен, в частности, структурализмом, согласно которому художественный текст манифестирует некие «объективные» структуры языка культуры, а художник становится бессознательным носителем этих «структур) и субъективизмом (в литературоведении его представляют различные разновидности биографического метода), который абсолютизирует автономию личности. Иными словами, понятие «габитус» преодолевает дуализм «структуры» и «события» - одно из основных методологических противоречий науки о литературе.

Термин «габитус» П. Бурдье позаимствовал у схоластов, которые таким образом переводили на латинский язык греческое слово «heksis» (гексис). Гексис у Аристотеля – это сумма телесных навыков: походка, жестикуляция, манеры и т.д. Габитус – это воплощаемое в поведении, речи, походке, вкусах человека прошлое его класса, семьи, среды. Определяемый прошлым, габитус формирует и будущее человека – агента социальной и культурной деятельности на основании « субъективной оценки объективных вероятностей», соизмерения желаемого и возможного, т.е. того, на что можно рассчитывать. Бурдье сравнивал габитус с чувством игры у футболиста, который бросается на мяч, не принимая сознательного решения, но следуя некой объективной логике игры, реализуя установку, приобретенную в собственном опыте этой игры. Таким образом, габитус - это своеобразная система социальных установок, предрасположенностей, практических схем восприятия и оценки возможных действий в конкретной культурной практике. П. Бурдье определял габитус как «структурирующую структуру», иными словами, принцип или систему принципов, которые порождают и организуют практики и представления «социальных агентов». Однако габитус – это не внешняя сила, он инкорпорирован, т.е. усвоен как программа индивидуального поведения конкретного агента культурной деятельности.
Габитус отчасти близок понятию «склад» или «уклад»: помещичий уклад, семейный уклад. Габитус, как и уклад, формируется постепенно под влиянием постоянно воспроизводимых социальных условий, а сходные условия порождают сходные габитусы. Но «уклад» пассивнее, чем габитус: габитус на только формируется, но и формирует социальные практики, снабжая своих носителей способностью реагировать на внешние изменения, реагировать на новые условия.

Понятие габитус представляется достаточно плодотворным для построения различных моделей истории литературы (историй литератур), позволяя объяснить эстетический выбор того или иного художника, связать изменения поэтики и проблематики его произведений с набором тех диспозиций (предрасположенностей, установок), которые предполагает свойственный данному автору (читателю) габитус, определяемый образованием, семейным укладом, релевантной для него художественной средой.

Смотрите также: