Литературность

Это понятие было введено Р.О. Якобсоном в начале 1920-х годов. Литературностью ученый назвал такое качество текста, благодаря которому он признается принадлежащим литературе. Введение понятия литературности было связано с попыткой описать круг объектов, которые составляют предмет формирующейся в то время теории литературы как науки, стремлением к точности и проверяемости ее результатов. Другая мотивация введения этого термина заключалась, с одной стороны, в стремлении обосновать автономность литературного высказывания, его специфику по сравнению с другими сферами бытования языка, а с другой стороны – вывести   предмет литературоведческой науки из системы оценочных, идеологических, вкусовых критериев, тем более,  что в ХХ веке в культуре увеличивается сектор так называемой массовой словесности, а также текстов, в которых их стилистические качества дополняются бывшей или до сих пор присутствующей в них политической, религиозной, философской и пр. направленностью. В настоящее время  понятие литературности тоже востребовано и, возможно, еще в большей степени, чем в начале ХХ века по тем же самым причинам.

Попытки  выделить виды литературности привели к тому, что единый, общий, постоянный ее критерий  установить оказалось невозможным. Французский постструктуралист Ж.Женетт, развивая якобсоновское понятие литературности, предложил разграничивать два ее вида. Первый вид – литературность, содержащаяся в самом тексте. Она была названа конститутивной, или литературностью «по сущности». Здесь критериями могут быть вымышленность текста (роман, новелла) и / или его организация по тем или иным формальным канонам (стихотворная речь, например). В этом плане все современные массовые романы, так же как и произведения серьезных авторов, будут обладать литературностью. Другой вид литературности – кондициональная, или литературность «по обстоятельствам». Эта литературность изначально не содержится в самом тексте, а образуется вследствие преходящих исторических факторов. Таковы, например, речи Цицерона, которые изначально имели политическую направленность, но со временем персонажи этих речей перестали восприниматься как исторические деятели и превратились в неких участников риторического состязания, а сам текст стал образцом изящной и убедительной речи. Кондициональная литературность была предложена Ж.Женеттом в развитие идей Н.Гудмена, который, рассуждая о сущности искусства, предложил заменить традиционный вопрос «What is art?» («Что такое искусство?») вопросом «When is art?» («Когда имеет место искусство?»). Введение понятия «литературность по обстоятельствам» подчеркивает подвижность системы литературы, постоянное изменение в ней соотношения центра и периферии. Ни один вид литературности в своей «чистоте» не может быть  признан необходимым и достаточным условием для отнесения того или иного текста к литературе. Если текст стихотворный (рекламный слоган), то это не значит, что он безусловно относится к художественной литературе. На это указывал еще Ю.Тынянов, говоря о том, что иногда приемы используются лишь как знак прикрепления к литературе,  а текст в целом выполняет совершенно иную функцию. И все же стихотворную речь можно признать признаком некого литературного качества текста.  Что касается литературного вымысла, то в определении его специфики может помочь аналитическая философия. Литературный вымысел не может быть верифицирован сопоставлением с реальной действительностью. Другими словами, литературное вымышленное высказывание не является ни истинным, ни ложным. Если мы скажем «На улице идет дождь», то истинность этого высказывания можно проверить опытно. Но высказывание «Все смешалось в доме Облонских» не поддается такой проверке, ибо творит другую реальность.

Сам Р.О. Якобсон предложил более строгое определение литературности, поставив ее в зависимость от функции высказывания. Литературность он  связал с его так называемой «поэтической функцией». Высказывание может иметь шесть функций: 1)экспрессивную, связанную  с его адресантом, который стремится выразить свои чувства; 2)конативная (побудительную), связанную уже с адресатом (например, форма повелительного наклонения); 3)фатическую, выражающуюся в установлении контакта («Вы меня слышите?»); 4)металингвистическую – функция проверки, обогащения кода, которым пользуются собеседники для сокращения непонимания (есть целые жанры, где преобладает такая функция – словари, справочники, учебники языка); 5)референтивную, которая считается самой распространенной и отсылает в реальности, формируя представление о внешней действительности и, наконец, 6)поэтическую. Поэтическая функция ориентирована на саму форму сообщения, на текст, замкнутый в себе. Эта функция и придает тексту качество литературности. Позднее Р.О. Якобсон пытался конкретизировать, в чем именно выражается направленность сообщения на само себя, т.е. его поэтическая функция. Здесь так называемая «ось селекции», т.е. выбор говорящим одной из относительно эквивалентных возможностей языкового выражения (парадигма), проецируется на так называемую «ось комбинации», то есть на  сочетаемость выбранных возможностей друг с другом (синтагму). Например, в стихе все рифмующиеся слова образуют парадигму. Когда они следуют в высказывании одно за другим, то в обычной речи это может выглядеть комично, так как она не нацелена на поэтическую функцию, когда же высказывание ориентировано на само себя, то возникает эффект художественности. Ю.М. Лотман, говоря о литературном, художественном тексте подчеркивал, что его код всегда включает в себя «историю кода», то есть контекстуальные значения  элементов текста.
В «поэтической функции» Р.О. Якобсона содержится  стремление  привнести в критерий литературности момент качественности, обозначаемый словом «художественность». В современной теории литературы «художественность» воспринимается как качественное свойство литературности, на основании чего массовой словесности в художественности, как правило, отказывается. Художественность в литературоведении и в критике часто связывается с авторским началом, с рефлексивными стратегиями по отношению к языковому материалу, с так называемым «остранением».

Смотрите также: