Массовая литература

Объектом изучения гуманитарных наук (социальной философии, социологии, культурологии, литературоведения) массовая литература стала сравнительно недавно: ею начали  интересоваться представители формальной школы, франкфуртской школы социальной философии, но систематическое изучение началось только с середины ХХ века. Каждая дисциплина предлагает свой  подход и даже свое наименование этого явления (тривиальная, низовая, формульная,  паралитература). Однако практически все исследователи сходятся в одном: массовая литература представляет собой неотъемлемую часть системы литературы нового времени (с конца ХVIII  века), являясь не только областью массовой культуры, из которой она черпает основные элементы картины мира, но и  частью социального института литературы, а также особой областью словесного  творчества. Определение массовой литературы, избегая открыто оценочного характера, должно описывать массовую литературу с точки зрения поэтики, содержания, потребления, производства, функционирования, вписывать этот вид словесности в систему литературы, а также позволять  идентифицировать то или иное  словесное произведение как относящееся к массовой литературе или не принадлежащее к ней. И.И. Саморуков, обобщая различные подходы, среди которых - социологический, рассматривающий массовую литературу как составляющую социального института и как репрезентацию общественных представлений; культурологический, изучающий реализацию в массовой литературе универсальных культурных схем и архетипов;  идеологический, трактующий массовую словесность как часть массовой культуры и воплощение идеологии общества потребления; поэтологический, исследующий сам язык, план выражения, поэтику этого вида словесного творчества, - а также различные частные характеристики массовой литературы (эскапистская, жанровая, вторичная и пр.),  предлагает следующее определение массовой литературы, выделяя ряд ее существенных признаков: «1)совокупность фикциональных повествовательных текстов; 2)созданных по готовым моделям сюжетного развертывания; 3)репрезентирующих значимые для тех или иных социальных групп современного общества символы, смыслы, идентичности; 4)производимых с учетом коммерческой выгоды и 5)выполняющих функцию социально-психологической адаптации их потребителя к проблемам современности. Все эти качества массовой литературы являются производными литературной системы на определенном историческом этапе. Последнее означает, что массовая литература обладает некими моментами соприкосновения с той литературой, которая на данном исторической этапе признается классикой или инновацией».

Важно, что массовая литература всегда обращена к социальным и психологическим проблемам своего времени. Ее герои действуют в узнаваемых ситуациях и типовой обстановке, сталкиваясь с проблемами и трудностями, знакомыми большинству читателей, даже если речь идет о фантастических существах и внеземных пространствах. В современной культуре массовая литература представлена почти исключительно повествовательными вымышленными произведениями – серийными романами. Массовый роман – это фикциональное (вымышленное) литературное произведение повествовательного характера, с занимательной  фабулой, в основе которой лежит одно главное событие, развитой системой персонажей, достаточно большое по объему (средний объем современного массового романа 300 страниц). Массовые романы обычно выпускаются сериями, они объединены общим героем (Каменская А.Марининой, Бешеный В.Доценко, Даша Васильева Д.Донцовой). Это связано и с условиями рынка, поставляющего узнаваемые и проверенные читателем литературные продукты, и с особенностями восприятия массовой литературы: читатель свыкается с героем, идентифицирует себя с ним. Ниша лирики занята в массовой культуре песней, а драматургии -  жанровым кинематографом, сериалами и различными шоу. Массовая литература представлена некой системой жанров:  научная фантастика, всевозможные разновидности детектива (милицейский, политический, иронический, женский, исторический, особая разновидность – боевик), женский (розовый) роман, фэнтези, историко-патриотический роман, технотриллер (роман о производственной сфере), появившийся на рубеже ХХ и ХХI веков гламурный  роман.  В основе жанровой системы лежит некий набор формул, выделенных еще в 1970-е годы американским исследователем Дж. Кавелти. Под формулами ученый понимал «способы, с помощью которых конкретные культурные темы и стереотипы воплощаются в более универсальных архетипах». Он выделил пять таких формул: приключение, тайна, любовная история, мелодрама, другие существа и состояния. Жанры массовой литературы – это готовые схемы сюжетного развертывания, сочетающие в себе несколько формул. Так,  боевик реализует формулу приключения и тайны,  а если герой сталкивается с инопланетянами, то тут может присутствовать и формула «другие существа и состояния». Впрочем, набор формул Дж.Кавелти не может быть признан исчерпывающим. Каждый жанр предназначен для определенной аудитории: женские (розовые) романы – для домохозяек; боевик  реализует образ активного героя, который востребован определенной частью мужской аудитории и т.д. В последнее время в массовой литературе стали появляться так называемые «супержанры», сочетающие в себе несколько формул и имеющие достаточно размытую, но очень обширную аудиторию, вроде романов Дена Брауна или Дж. Роулинг. Экранизация этих произведений, их нередко скандальная слава, свидетельствуют о том, что понятие жанра в массовой культуре переходит границы отдельных искусств, становится не только кроссемиотическим, т.е. пересекающим границы разных знаковых систем, но и кросскультурным, т.е. глобальным и транснациональным.

В массовой литературе большую роль играет антураж, т.е. описание определенных – для каждого жанра своих - бытовых реалий, моделей человеческого поведения. Он призван создать «эффект реальности» и обеспечить механизм идентификации читателя массового романа с его героем, но именно антураж  представляет собой скопление стереотипов и мировоззренческих клише современного общества, хотя среди этих клише могут оказаться и «прогрессивные», «гуманистические», например, феминистские идеи, темы терпимости и толерантности. Иными словами, массовая литература, далеко не всегда транслирует консервативные ценности.

В современной  ситуации любой культурный продукт производится и потребляется в условиях рынка. Это относится не только к массовой, но и к инновационной литературе.  Массовая культура агрессивна и она, безусловно, доминирует в системе символических ценностей нашего времени. Поэтому  поэтика массовой литературы, образы массовой культуры становятся материалом инновационного искусства, которое подвергает их остранению и рефлексии. В свое время одним из принципов постмодернистского искусства было провозглашено «двойное кодирование»: произведение должно быть создано так, чтобы его можно было бы воспринимать на двух уровнях: как развлекательное, остросюжетное (массовое) и как проблематизирующее реальность и ее язык (элитарное, инновационное). Однако созданные таким образом тексты – романы Дж. Барта, У.Эко, В.Сорокина и др. -. вовсе не стали достоянием массовой аудитории и текстами массовой литературы. Здесь массовая литература и массовая культура являются материалом и областью художественного освоения, рассматриваются как символический порядок мира, в котором живет современный человек.

Смотрите также: