Нарратив

Буквально – повествование, «рассказ о том, как некто совершает нечто» (Аристотель). В широком смысле слова речь идет о  способе представления речи в литературе и других «вторичных речевых жанрах» (М.Бахтин; под «первичными речевыми жанрами» ученый подразумевал бытовые реплики, диалоги). Так, Аристотель выделял два способа подражания речи: прямое подражание, или показ (мимесис), и повествование, или рассказ (диегезис). Оба способа подражания присутсвуют в большинстве литературных произведений. Например, в драме помимо волевых реплик героев (мимесис) есть еще и рассказ, повествование этих героев о каких-либо событиях (например, монолог Тиресия из «Царя Эдипа» Софокла). В более узком смысле  понятие «нарратив» отсылает к некому комплексу качеств и свойств текста как коммуникативной единицы, передающей информацию от автора адресату. Важно подчеркнуть при этом, что нарративность – это не только свойство литературных, художественных текстов. Со второй половины ХХ века в гуманитарных науках все больший вес приобретает концепция нарративного характера любого знания. Последнее означает, что знание  оформляется в виде некого рассказа, повествования и организация этого рассказа влияет на сам характер передаваемой информации. Особенно наглядно структурирующая роль нарратива, повествования просматривается в историческом знании. 

Изучение того, как организован нарратив, началось  уже в преддверии ХХ века. Здесь важную роль сыграли работы А.Н. Веселовского и его теория мотива. Исследование нарратива было продолжено работами формалистов, В.Я. Проппа, М.Бахтина, А.Греймаса, Р.Барта, Ц.Тодорова, У.Бута, Ж.Женетта, П.Рикёра, Ю.Лотмана, Д.Лихачева, К.Хамбургер, В.Шмита и многих других. В настоящее время существует целая междисциплинарная отрасль – нарратология, исследующая организацию и функционирование художественных, а также исторических, естественнонаучных, бытовых и пр. повествований.  При этом художественное повествование привлекает к себе особо пристальное внимание нарратологов, так как в нем в превращенной форме присутствуют всевозможные типы нарративов. Особенно  это характерно для философской, интеллектуальной прозы, вроде «Волшебной горы» Т.Манна или «Элементарных частиц» М.Уэльбека, включающих  в себя десятки страниц, имитирующих научное и философское повествование.

Какова же структура нарратива? В настоящее время принято выделять три нарративных уровня: уровень рассказываемого события, предмета рассказа – историю (формалисты называли этот уровень фабулой); уровень самого повествовательного текста – дискурс (в терминологии формальной школы – сюжет); уровень нарративной коммуникации между автором и аудиторией - наррацию. Вопрос о первичности какого-либо уровня нарратологией не ставится, так как сама история приобретает какое-либо значение только в рассказе в условиях определенной коммуникации. Пересказ фабулы произведения неизбежно придает ей другой смысл. В нарративах ХХ века мнимая первичность предмета повествования подвергается рефлексии. Например,  «одни и те же» события могут быть рассказаны несколько раз («Шум и ярость» У.Фолкнера, «В чаще» Акутагавы), история может быть так фрагментирована, что ее воспроизведение в некой логической последовательности невозможно (романы А.Роб-Грийе).  

Важнейшую роль в означивании истории играет фигура субъекта рассказа – нарратора (повествователя, рассказчика). Его отношение к своему предмету описывается при помощи большого количества различных категорий – точка зрения (повествовательная перспектива), фокализация, залог, модальность, отношение к рассказываемой истории (здесь выделяют диегетического нарратора, т.е. такого, который является одновременно действующим лицом, и  соответственно, недиегетического нарратора). Временная организация нарратива  заключается в соотношении времени события и времени рассказа (ретроспекции, проспекции, резюме, паузы), времени рассказа и времени восприятия (сцены, эллипсисы).  Коммуникативный уровень предполагает организацию ситуации рассказа и его восприятия. Эти ситуации часто обыгрываются в самих текстах в виде своеобразной нарративной рамы – рассказа в рассказе.

Выстраивание нарратива, рефлексия и художественное обыгрывание уже существующих нарративов (например, в виде пародии) являются сегодня весьма актуальной проблемой и литературоведения, и лингвистики. В ХХ веке появляется так называемый нетрадиционный нарратив, в котором рассказчик не является надежной инстанцией художественной коммуникации, при помощи этой фигуры автор вступает с читателем в особые, игровые отношения, проблематизируя тем самым саму природу нарратива, как в «Лолите» В.Набокова.

Смотрите также: