Перформанс

Перформанс - с одной стороны,  род или даже вид современного искусства, в расширительном смысле – принцип художественного мышления. В английском языке слово «performance» имеет два значения: «исполнение» и «зрелище». Содержание понятия «перформанс» как бы балансирует между этими значениями.

Перформанс, как и близкий ему хеппенинг, восходят к авангардистским акциям начала ХХ века. Акции (например, шествие К.Малевича и М.Матюшина по Тверской с деревянными ложками в петлицах) представляли собой некий эксперимент по определению границ искусства и жизни. Они, с одной стороны, как бы возвращали искусству его древний магический характер: проблематизировали дистанцию между творцом и зрителем, осваивали повседневное пространство, придавая ему символический характер, переносили акцент с результата художественного творчества на процесс. С другой стороны, акции перестраивали, режиссировали обыденность, подчиняя ее законам искусства. До сих пор устроение перформансов и хеппенингов называют акциями. Общим для всех акций является формирование художником не столько «означающего», сколько «означаемого» (Б.Гройс), т.е. придание повседневным вещам и отношениям нового смысла.

В отличие от хеппенинга (от англ. «to happen» – происходить), представляющего собой запрограммированную в основных чертах театрализованную импровизацию с вовлечением зрителей, где акцент делается именно на действии и эстетическое переживание осуществляется через непосредственно действенно-ролевое участие, перформанс строится на отстраненном восприятии и как бы отложенном результате. Зритель принципиально отделяется от устроителя и участников перформанса, при этом он совершенно свободен в своей трактовке воспринятого. Ему задаются лишь самые общие параметры переживания: время, пространство, звучание, число фигур и пр. Акция, таким образом, создает лишь раму, чтобы включить зрительское восприятие. Таковы, например, «Поэма конца» авангардиста начала ХХ века Василиска Гнедова, в финальной части которой отсутствуют слова, или музыкальный опыт Дж.Кейджа «4'33», в котором отсутствует звучание. В этих перформансах мы сталкиваемся со своеобразной ситуацией «минус-приема»: если слово в поэзии обладает повышенной активностью, то отсутствие слов в поэтическом тексте или звучания в музыкальном, привлекает внимание к самой ситуации превращения  материала в художественное произведение. Иными словами, здесь обнажается проблема, что делает искусство искусством. У знаменитой концептуалистской группы «Коллективные действия», проводившей перформансы в середине 1970-х годов, было немало акций, рассчитанных на так называемого «случайного зрителя». Например,  подвешенный в лесу фонарь под лиловым стеклом («Фонарь», 1977), палатка, сделанная из картин и оставленная на лесной поляне («Палатка», 1976). Эстетический эффект здесь почти целиком формировал зритель.

Результат перформанса архивируется в виде текста, описывающего алгоритм действия, фотографий участников, памятных знаков, интерпретаций. Некоторые устроители перформансов, например, действовавшая в конце 1980-х - 1990 -годы группа «Медицинская герменевтика», основное внимание уделяют именно интерпретации действия, подчеркивая вторичность артефакта и первичность рефлексии, толкования, которое по сути и  превращает обыденный предмет или действие в нечто значимое.

Как принцип художественного мышления, перформанс нашел свое отражение в постмодернистском представлении о тексте, который  представляет собой интерпретацию «чужих» знаковых пластов. Художник здесь выступает не столько как творец, сколько как режиссер, переозначивающий  элементы культурного пространства.  Если по отношению к традиционному искусству можно говорить об иерархии творцов (творец-автор и осуществляющий сотворчество читатель/зритель), то в современном искусстве можно обнаружить  сотрудничество зрителей (автор как зритель и часто отталкивающийся от его видения реципиент).

Смотрите также: