Репрезентация

Понятие, используемое сегодня практически во всех областях гуманитарного знания, когда речь заходит о механизме воспроизводства культурных смыслов. Это слово имеет два значения. Первое близко к значению слова «образ». Так, можно сказать «Образ тела в современной поэзии», но в последнее время достаточно часто встречается и иная формулировка: «Репрезентация тела в современной поэзии». И «образ», и «репрезентация» указывают нам на некий способ  воспроизводства смысла,  в данном случае касающегося «тела». Другое значение этого слова отсылает к «посреднику»  передачи смысла, к различным жанрам, приемам и пр., внутри и при помощи которых конструируется тот или иной образ мира. Главным посредникм в  культурном воспроизводстве смыслов является язык в широком смысле слова, т.е. система символизации.
Оба значения слова «репрезентация», как не трудно догадаться, близки:  язык создает определенные правила конструирования мира. Например, литературный жанр как явление художественного языка в целом представляет собой  некую модель, образ мира. Здесь стоит вспомнить бахтинское понятие хронотопа, имеющего, как писал ученый, «существенное жанровое значение» и представляющего собой репрезентацию пространственно-временных  представлений в литературе.

Для современного гуманитарного дискурса понятие «репрезентации» предпочтительнее  метафорического слова «образ» по нескольким причинам. Во-первых, в силу нарастающего междисциплинарного характера гуманитарного знания. Понятие «репрезентации» употребляется в культурологии, социологии, философии, гендерных исследованиях. Во-вторых, введение понятия «репрезентации» учитывает достижения семиотики, которая изучает,   как слова или иные символы предстают в виде знаков, имеющих определенные референты, а также  дискурсивный подход, сосредоточенный на процессе культурной коммуникации и социальных механизмах воспроизводства значения и смысла. В-третьих, сухая терминологическая форма  здесь привлекает внимание к самому сложному и методологически принципиальному вопросу о природе репрезентации.

Выделяются три основных способа объяснения природы репрезентации:

  1. Наиболее традиционный. Воссоздаваемое в репрезентации значение связано с отображаемым объектом, человеком, идеей или событием, а язык играет лишь роль зеркала, отражающего это значение. Этот подход передает один из важных моментов репрезентации – ее связь с реальным миром, но бессилен объяснить возможность различных репрезентаций одного и того же явления. Такой способ объяснения иногда называют миметическим, от греческого слова «мимесис», которое часто понимают как «подражание».  Для художественного сознания ХХ века в целом характерен кризис «миметичности», когда образ в искусстве теряет качество «узнаваемости», то есть очевидной связи с общепринятыми представлениями о реальности.
  2. Интенциональный подход  предполагает, что смысл и эффекты любой репрезентации целиком задаются ее автором, тем, кто, пользуясь языком, создает литературные произведения, кинофильмы, картины и т.п. Этот подход отражает активную роль субъекта репрезентации, творческого субъекта, но не может объяснить, почему заложенные в репрезентации смыслы разделяются другими людьми, то, какую роль играет в создании смысла, например, произведения искусства, играет его реципиент.
  3. Конструктивистский подход, по-другому его можно охарактеризовать как коммуникативный, делает акцент на социальном характере репрезентации. Смысл репрезентации не является ни механическим отражением объектов, ни результатом креативного акта создателя произведения: он каждый раз заново конструируется и реконструируется в процессе коммуникации, непосредственно отражая ее социокультурный контекст.

Именно последний подход к объяснению природы репрезентации отражается, например, в нарастающем в современном литературоведении интересе к проблеме читателя, его взаимодействии с автором и предметом репрезентации.

Смотрите также: