Новости

Акция «ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛОГОЦЕНТРИКА-1»

12 октября, в субботу в Самарском Музее Модерна
(особняк А.П. Курлиной, ул. Фрунзе 159, кинозал) в 13.30 состоится акция
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛОГОЦЕНТРИКА-1»,
в рамках которой пройдут авторские презентации двух новых поэтических книг из эксклюзивной книжной серии «Цирка Олимп+TV”:
«Фарфоровая свадьба в Праге»
Виталия Лехциера (Самара)

и «Стометровка» Татьяны Риздвенко (Москва)

Все представляемые книги можно будет получить тут же на абсолютно безвозмездной основе! Так же, как и другие книги поэтической серии «Цирка Олимп+TV». Встреча предполагает не только публичное чтение авторами-презентантами текстов из своих новых книг, но и общий разговор о современной поэзии на тему, заданную названием встречи (см.ниже проблемный контент). Поэтому мы будем признательны, если вы захотите поделиться своими впечатлениями, своим читательским или авторским опытом в отношении того, что такое стихи (стихотворение как таковое) сегодня, и есть ли для них место в жизни современного человека. Того, чей «опыт» окажется наиболее интересным, ждут бесценные подарки в виде поэтических сборников наших коллег, питерских и московских поэтов.

Проблемный контент встречи
Поэзия сегодня радикально меняется. Это не только очевидная историческая смена поэтик, авторского голоса, форм работы со словом. Мы видим тенденцию к институциональному перерождению поэзии, к изменению тех привычных коммуникативных форматов, в которых она десятилетиями, если не столетиями, существовала как для самих поэтов, так и для тех, кто когда-то именовался "читателями". В силу целого ряда экзогенных факторов у поэзии появился настоящий комплекс. Комплекс неполноценности. Пытаясь бороться за признание в перенасыщенной информационной среде, в жесткой конкуренции за человеческое внимание, раздробленное, разорванное великим множеством постоянно циркулирующих стимулов, она идет во все тяжкие, скрещиваясь с любыми способами производства смысла и любыми формами коммуникативной активности вообще. Честно говоря, она правильно делает. Она ищет всякого рода радикальности, думая, что тем самым вернет себе ощущение реальности, а реальности вернет веру в действенность поэтического слова. Неблагодарное это дело - тосковать по идентичности поэтического опыта в период, когда он принципиально проблематичен и поставлен под вопрос, причем на этот раз не столько за счет внутренней исторической диалектики художественных средств, сколько за счет внешней агрессивной экспансии информационной среды в сферу личного переживания. Быть может, еще только одно-два поколения будут писать стихи в привычном смысле этого слова, а потом... А вот что будет потом, мы можем только гадать. Но важно, что несмотря на действительно мощные трансформирующие тенденции, захватившие поэзию, обусловленные новыми цивилизационными факторами, - все же то, что можно назвать ПАРАДИГМОЙ ТЕКСТА, еще далеко не исчерпано. Несмотря на все визуальные повороты, именно вербальный текст все еще является самым серьезным и эффективным способом производства, хранения и трансляции смыслов, в частности именно он все еще выступает инстанцией легитимации для любого визуального ряда.
Наше поколение, не знаю, к сожалению или к счастью, фатально текстоцентрично, сколь бы ни было увлекательно для многих из нас постить красноречивые картинки на своей страничке в соцсетях. И мы безусловные логоцентрики. Пик постмодернистского децентризма приходится как раз на четкое осознание того обстоятельства, что без смысла, экзистенциально значимого смысла, просто никуда. Это, конечно, другие смыслы, уже разоблаченные в своих тотализирующих притязаниях, в своих метафизических амбициях, это секулярные смыслы на грани нонсенса и простых констатаций, выловленные в мутной воде естественной речи - своей или чужой - но это все же смыслы. И в этой парадигме вербального текста, в которой мы все еще живем, небольшое стихотворение по-прежнему является, пожалуй, самым работоспособным и изощренным механизмом в отношении производства нетривиальных значений, малым экспериментальным адронным коллайдером, предназначенным для разгона заряженных частиц смысла. Именно поэтому смысл телесен. Не надо упрекать логоцентриков в том, что дальше ареала сознания в его когнитивной деятельности они не способны выйти. Стихотворение телесно, интонация, заложенная в нем, физиологична и пластична - ровно на столько, на сколько мы сами можем позволить себе быть телесными даже при очень внимательном и медленном чтении текста с любого носителя.  А мы это еще как можем себе позволить! Вслух или "про себя", но именно чтение все еще определяет наш основной коммуникативный опыт, связанный с поэзией. Время стихотворения, просто стихотворения, наверно, заканчивается, но на наш эон, думается, хватит.

Информация об авторах:

Татьяна Риздвенко (Москва) – поэт. Родилась в Москве 3 июня 1969 года. Закончила художественно-графический факультет московского государственного педагогического университета. Работала преподавателем рисунка и живописи, журналистом, художником, копирайтером в рекламном агентстве, возглавляла детскую литературную студию. В настоящее время работает в области арт-коммуникаций. Стихи, рецензии и эссе печатались в журналах «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Орион», «Цирк-Олимп», альманахе Льва Кропивницкого «Мансарда», других литературных альманахах. Автор поэтических сборников «Личный воздух» (Москва, изд-во Глобус, 1999 год), «Для Рождества, для букваря» (Москва, поэтическая серия ОГИ, 2002 год). Участник российских и международных поэтических фестивалей, в том числе фестивалей современной литературы, организованных вестником современного искусства "Цирк Олимп" (1996-2004).

Виталий Лехциер (Самара) – поэт, эссеист. Родился в 1970 г. в г.Ташауз (Туркменской ССР). После школы работал санитаром в аптеке и операционном блоке в отделении госпитальной хирургии клиник самарского мединститута. В 1993 г. окончил филологический факультет СамГУ, работал журналистом в ряде городских газет, освещая вопросы культуры. В настоящее время преподает философию в Самарском госуниверситете, доктор философских наук. Опубликовал поэтические книги: «Раздвижной дом» (Самара, 1992), «Обратное плавание (Самара, 1995) «Книга просьб, жалоб и предложений» (Москва, 2002), «Побочные действия» (Москва, 2009), «Куда глаза глядят» (Чебоксары, 2013). Стихи публиковались в столичных и региональных поэтических антологиях «Нестоличная литература», «Девять измерений», «Диалог без посредников», «Майские чтения», «Поэтический путеводитель», в журналах «Волга», «Воздух», «Золотой век», «Вавилон», «Дети Ра», «TextOnly», «Pontes–98» (на английском). Постоянный автор вестника современного искусства «Цирк "Олимп"» (1995-1998). Участник и лауреат ряда международных и российских литературных фестивалей, в том числе фестивалей современной поэзии, организованных «Цирком Олимп» (1996-2009), Второго съезда молодых европейских писателей (Хорватия, 1997), 1-го Всероссийского фестиваля современной поэзии (1993), фестиваля «Культурные герои ХХI века» (1999), Всемирного конгресса ПЕН-клубов (2000), межрегионального фестиваля современной поэзии ГолосА» (2008, 2012, 2013). Куратор региональных литературных семинаров и чтений с участием ведущих российских поэтов и экспертов в области литературы: «Современная русская литература: проблемы, открытия, перспективы» (1996), «Антропология поэтического опыта» (2012-2013). Соредактор электронного литературно-художественного и аналитического портала «Цирк Олимп+TV». Автор четырех монографий, в том числе «Введение в феноменологию художественного опыта», «Знак: игра и сущность», «Феноменология «пере»…», более 100 научных работ, опубликованных в журналах «Логос», «Топос», «Новое литературное обозрение», «Вопросы философии», «Социологический журнал», «Экзистенция» и др.


Опубликовано: 7 октября 2013 | Другие новости