25 Октябрь 2015 | "Цирк "Олимп"+TV №18 (51), 2015 | Просмотров: 588 |

МАЙНОР УАЙТ

Александр Уланов

Подробнее об авторе

Ему достался язык, на котором фотография и тишина одинаковы: still. Оно же и перегонный куб – место очистки превращением.

Очень много темноты. Предмет в окружении чего-то еще, существующего, но пока не встреченного (может быть, даже пока не появившегося). В колодец этой тьмы – в скафандре со шлангом, как в воду. Тьма – свобода на фоне тяжелой лепнины помпезных этажей. Тьма превращает каждый камень в способный вспыхнуть уголь. Но острия света в темноте не менее тревожны, чем клинья темноты, раскалывающие белое. Фотографии – листья на земле от прошедшего шторма. Трещины не обязательно в камне – между упавшими листьями тоже разломы. Белый лед на лужах – замерзает воздух в его призрачных течениях.
И двери. Хранящие след вошедшего – но и не пропущенного. Хранящие отгороженность – но и размыкающие ее. То несущие на себе окна соборов, то притворяющиеся дверями книжных шкафов или гардеробов. Заколоченные снаружи, притягивающие светом изнутри. Открывающие битое стекло заброшенных окон и лестниц. Отражающие и стиснутые. Занавеска сворачивается в белую молнию в двери.

Сопровождая фотографию словом. «Огни горят на косяках дверей. Пламя горит через коньки крыш» - но одновременно и через горные хребты полюсов. Слово умеет сказать не одно. Фотография – представить не одно. Тьма может быть водой за расколотой тонкостью льда, но и тенью или краской на льду. Одна линия пересекается с другой или обнята ей, поднимаясь в пространстве? Касаясь листьев, встречу я тень или воду? Свет или рыбы в воде? Провал в поле или пятно на снегу? «Грохот хлопающих дверей – открыты или закрыты?» Светлячки на дереве или кристаллы инея? Узоры пены прибоя на камнях - или узоры инея на окне? Приход новой краски на стену или исчезновение старой?

Круг, в котором еще круг, похожий на пену. Не раковина, не тарелка, но нечто существующее, только еще не узнанное (но уже чуть встреченное). Фотография – не абстракция, за ней всегда что-то есть. «Тугая пружина линии между реальностью и фотографией должна быть безжалостно натянута, но не должна быть сломана». Чтобы не был потерян вопрос: «что вышло мне навстречу?» Потому что это не только контур и цвет, но большее – предметы с их жизнью.

«не равное                 эквивалентное
не метафора               эквивалентности
не обозначающее      но также существующее
не знак                       прямое соединение
с невидимым резонансом»

Не обнаружение за вещами чего-то более высокого, чем они (одного и того же), а встреча вещи в ее собственных высоте и различии. Переплетение всего, от атома до солнца, от события до ситуации. Символы идут не свыше, а из предметов. Он жалел чистого фотографа, у которого нет ничего, кроме фотографий, и чистого поэта, у которого ничего, кроме стихов. Волна ловит берег исчезающей сеткой пены.

Сфотографировать – сказать этому «да». «Объект вашего внимания утверждает ваше присутствие». Невнимательный не существует. Мир трещин вокруг вбитого гвоздя. Взгляд в деревья травы, в камни кристаллов соли. Малое развивает глаз, чтобы он смог видеть детали в большом – и понимать, насколько странно и оно тоже. Фотография делается мгновенно, но нужны многие часы взгляда, чтобы сделать ее своей – или отвергнуть. «Помогите мне найти возможности, которые предложат друзьям открытые фотографии, которые предоставят им шанс замкнуть круги вне их закругленности».

Наблюдающее сознание – чистая фотопленка, не несущая никакого изображения, но готовая его мгновенно встретить. «Чему я буду дан сегодня?» Идти и ждать, пока выстроится последовательность – и пока она уйдет, освобождая место новому пути и ожиданию. Вслед за радостью фотографирования в лучах света – радость выбора, монтажа, редактирования в свете сознания. Начиная с образами выше понимания – завершая с образами позади. «Найденное как есть» - лишь общее место, сухой и мертвый ствол, пока не выросли ветви связей, а тогда оно уже не «как есть». Занавеска превращается в айсберг. Изгиб сосульки делает ее костью.

Свет пишет не только серебром на пленке, но и на земле тенями. Тени порой плотнее предметов – и отваживаются встретиться там, где предметы не коснулись друг друга. Растекание грязи проявляет структуру поверхности – так грязь работает светом. Фотография превращает чад горящих автопокрышек в чистое пламя. То, что казалось пробоиной, держит линии. «Фотографирование – преобразование фотографа, как гусеница ест листья и превращается в бабочку».

Лицо – рядом с текучестью дерева или камня, рядом с пробоинами во льду или краске, потому что оно тоже течение и пробоина. Есть внутренние пейзажи смотрящего, которыми могут оказаться кристаллы льда на окне или расщепления камня. Фотограф ищет эти внутренние пейзажи. Песок – промежуток между волнами моря и волнами камня. Он превращается в рыбу-иглу, плывущую над норой, которая тоже песок. Пальцы – тени на нем. Гладкость обветренного камня – хорошая подушка? Полосы земли лежат вдоль друг друга, полосы неба расходятся. Дерево течет гораздо дальше камня. Но камень старается создать дерево трещин. В горизонтальном лесу вода приходит внезапно, из-под земли.

Внутренний дым камня, волны его внутреннего моря. Лунки в камне – присоски вроде осьминожьих, которыми камень держится за воздух. Глаза водорослей со дна соли, свет остановленного песка. «Иероглифы перемены – лед и снег».

Текст – не описание, а событие. Фотография – не картина, а действие. Фотокамера играет роль. Почему бы не перевести театр в фотографию? В пьесу входят и жест разведенных рук, отклоняющий другие руки, и дрожание маски на лице, и щепки раскрытого дерева. Но это обращение к человеку, ушедшему во тьму одежд – или к его тени? И человек – забинтованный или связанный? Лодка, потеряв борта и плавание, становится бомбой. Трухлявое дерево, тяжелые слитки войны.

«Капралу Чуну мой всегдашний вопрос
Убийца и убитый
В слепом повиновении нации
Смыкают ли наши пальцы на спасении»

Узлы мускулов и угадываемые за ними узлы костей ступни мало отличаются от волн камня, по которым она идет. Насколько неровен мир. Насколько нелепо и скучно стремление к гладкости. Его гнев – на того, кто избегает солнца весны, потому что солнце лета убивает. Он сравнивал любовь с топором, воткнутым в распаханное поле. Камень обнимает камень. Уголь течет к своему окну, чтобы сгореть в нем. Время выясняет, что в камне спокойней всего. Доли твердости и доли бега.

Графика земли, встреча линий плуга с трещинами сухости. Дома – стоящие на сухой пустой земле, готовые в любую минуту уйти. Дерево, высохшее так, что камень живее. Гибкие руки высоковольтных рубильников. Надгробия цвета тумана. Свитки краски (цвета) открывают свет за ними. Так большие камни выныривают из мелкого гравия в небо набегающей на берег волны.

Подойти при помощи камеры к предметам настолько близко, что оказаться за ними, например, во сне, который тоже реальность. Открывать предметы, чтобы смотрящий мог войти. Но и пространство, чтобы смотрящий шел сам. Мы теряем, фотография помогает удержать и вернуться. Каждый момент понимания – день рождения.

«Когда только камера разделяет нас, жизнь ускоряется». Уверенность в сказанном/увиденном превращает стекло камеры из канала в барьер. Ровные линии пола упираются во время пятен стены. Но остается возможность обогнать неопределенностью фотографий собственные утверждения. Фотография антимистична. Она дает вглядываться, оставляя окончательный ответ и существующим здесь, и открытым.

«Камера уводит мою постоянную интроспекцию обратно в мир. Так работа камеры спасает мою жизнь» - которая ведет работу камеры. Вода и ветер кладут песок китовой костью. Камень, размываемый водой, рассказывает свое прошлое – что было им принято в себя. Тоже внутренний пейзаж, мост через туман.
Все полученное в пути. Чтобы старое стало новым, оставаясь собой.

«Словно я мог дать что-то
Взять не образы        быть
Дать не                      быть
Создавать не             быть
Знать не                     быть образом
Считать вдохи
         Считать выдохи
Ничего не считать
         Быть дыханием»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Как оставить комментарий?

Как оставить комментарий?

Для того, чтобы оставить комментарий к статьям на нашем сайте,
Вам не нужно регистрироваться!
Просто напишите свой отзыв, укажите имя или ник и действующий адрес электронной почты (он нужен только для модератора и не отображается на сайте).
Ваш комментарий появится в ближайшее время после проверки модератором.
Заранее благодарим за оставленный отзыв!

close resize
 
Поэтическая серия"Цирк "Олимп"+TV"
Поиск по сайту
ЦИРК «ОЛИМП»
№1 (1995) - № 33 (1998)
Новости
2 Ноябрь 2017
«Цирк «Олимп»+ТВ», Радио «Эхо Москвы» в Самаре и информационное агентство «Засекин» представляют вторую литературную контекстную акцию из цикла «Поэзия в поддержку прямоговорящих» - «Накануне революции: 1917 – 2017».
13 Апрель 2017
Информационное агентство «Засекин», «Цирк «Олимп»+ТВ» и Радио «Эхо Москвы» в Самаре 14 апреля 2017 года с 19:30 по московскому времени представляют литературную благотворительную акцию «Вкус времени: поэзия в поддержку прямоговорящих».
19 Февраль 2017
Выдающемуся русскому поэту, эссеисту, публицисту, гражданину и человеку Льву Рубинштейну 19 февраля 2017 года исполнилось 70 лет!