10 июля 2013 | "Цирк "Олимп"+TV №9 (42), 2013 | Просмотров: 2889 |

Тексты для "Цирка "Олимп"

 

 

Арсен Мирзаев

 

 

 

 

* * *

 

современные поэты
почему-то
абсолютно убеждены
в том
что они интересны
кому-то еще
кроме
самих себя

все
кроме них самих
почему-то
абсолютно убеждены
в обратном

 

 

* * *

 

все писатели на Земле
в одночасье
стали приводить в порядок
свои архивы

неужели и вправду
конец света?
— с грустью подумал Бог

 

ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

 

1

 

в очередной раз
сижу и слушаю
чужие стихи
сижу и слушаю
сижу и слушаю
сижу и слушаю

и вдруг понимаю:
жить остается

все меньше и меньше

все меньше и меньше

все меньше и меньше

с каждой
буквой

 

2

 

слушать
когда кто-то
читает твои стихи
мягко говоря, неловко
даже если это
твой родственник
добрый друг
сосед по лестничной площадке

слушать
когда кто-то
читает твои стихи
не слишком приятно
даже если это поэт
очень талантливый
самобытный
и оригинальный

 

слушать
когда кто-то
читает твои стихи
попросту омерзительно
особенно когда это
профессиональный чтец
с его извечной экзальтацией
фирменным придыханием
ритмичными взмахами рук

слушать
когда кто-то
читает твои стихи
бессмысленно:
все равно
он прочтет их
не так

 

3

 

вот так бы
все поэты читали:
громко
отчетливо
и проникновенно

а то
один мямлит
другой шепчет
третий хрипит
а четвертый
вообще читать не умеет —
только писать

 

 

 

 

 

4

 

                                                        Музею Вадима Сидура

 

в толпе поэтов
читаю стихотворение
«Поэт и толпа»

 

ТАРАКАНИЙ ЦАРЬ

 

посвящается О. О. О.

 

они поселились у меня в голове
сразу же после моего рождения
долгие годы
жили они хаотично
не зная порядка и дисциплины
не управляемы никем и ничем
но недавно
у них появился верховный правитель
вождь и учитель
я зову его Главный Таракан
или Тараканий Царь
он отличается пунктуальностью
перфекционистского толка
вот распорядок его дня:
точно в 09.00.
он встает
чистит зубы пастой «Signal»
бреется станком «Mach3» от «Gillette»
при помощи помазка фирмы «l’Occitane»
и мыла «Monsavon»
готовит кашу
в маленькой эмалированной кастрюльке
выливая в нее один стакан молока
и высыпая полстакана овсяных хлопьев
варит в медной джезве
на итальянской газовой плите
кофе «Lofbergs Lila»
наливает
в изящную фарфоровую чашечку
помешивает сахар
маленькой золоченой ложечкой
пьет
а ровно в 11.15
садится писать стихи...

то что вы читаете сейчас —
один из его шедевров

ПРО ТИГРЮ


I. Тигря в саду


Тигря
Тигря мой чудный
гуляет по саду
что ему ведомо —
знать никому
и не надо:
что он там прячет
в сердце своем
золотистом


II. Тигря ночью


Тигря приходит ночью
на задние лапы садится

Тигре опять не спится

снова он будет мечтать
до рассвета
снова — лелеять
и перекатывать в лапах
свою
золотистую думу


III. Тигря в метро

вот он идет
среди людей
на мягких лапах
золотистых
не замечаемый никем
помимо Бога
но об этом
не знает Тигря
не узнает никогда

 

IV. Тигря и день-рождень

Тигря наш едет в троллейбусе на день рожденья к сестре.
в лапах несет угощенье — вкусное мыло от «Lash’а».
ну, так а что еще можно купить-то зимой, в декабре?
в «Lash’е» — ручная работа, а всё, что не «Lash», — это лажа.

есть и еще кое-что у Тигри в заветной авоське.
нечто припрятано в ней, оно — не для всех, не для всех.
можно лишь догадаться по хитрой тигриной моське.
это — его золотистый
тихий
безоблачный
смех.

 

V. Просто Тигря

Тигря!
Тигря мой золотистый!
в мире суровом и мглистом
Тигря!
Тигря оранжево-красный!
— почему?
— потому что прекрасный!..

 

 

 

* * *


есть стихи
но нету блеска

есть блесна
но где же леска

нет стихов
но есть слова
из свинца и
о-ло-ва

нет рыбалки
есть грузило

вот и славно
вот и мило

нету слов
но есть молва

где молва
а где волна

никогда мы не умрем
ветер горы зверь цветок

напишу я вас живьем
точка точка
завиток

 

 

В ЛЕСУ

 

иду по нему:
одни щиплют
другие толкают
третьи пинают
четвертые приглядываются
пятые принюхиваются
шестые могут и укусить
ну а седьмые
возьмут да и «нахлынут горлом»
ненароком…

вот каковы слова
в лесу словесности русской
 

 

БУНТ ВЕЩЕЙ И РАСТЕНИЙ

 

утром
стол становится вдруг
большим и многосторонним
видимо
раздвигает границы
и расширяет сознание

стоящая на нем
склянка с розой
почему-то шипит
и изгибается по-кошачьи

поникшая было роза
гордо возносит к небу
красный
бутон
головы

 

 

ПОДЗЕМКА

 

(инструкция для пассажира
на случай встречи
с другим пассажиром)

если среди пассажиров
вы увидели человека
с белой тростью
и безумной тоской во взоре —
помогите ему:
это инвалид прозрения
он утонет в нирване

если среди пассажиров
вы увидели человека
с обглоданной костью
и отчаяньем в томных очах —
задумайтесь
прежде чем кинуть другую:
духовный голод неутолим

если среди пассажиров
вы увидели человека
с бешеной злостью
в поседевших от страха глазах —
убегайте быстрей из вагона:
береженого Бог бережет

если среди пассажиров
вы увидели человека
с пустыми руками-глазами —
срочно дайте ему
трость, кость или злость:
не отнимайте у него
последнюю надежду

 

 

если среди пассажиров
вы увидели человека
в образе человека —
не верьте ему:
он может оказаться
человекоподобием…

(впрочем
кто знает
как выглядит человек
на самом деле)

 

 

 

ПОЭТУ

1.

умирай поскорей
дай народу
тебя оценить

умирай поскорей
дай народу
себя пожалеть

умирай поскорей
дай нам повод…

 

2.

умирай поскорей
не задерживай
умных и честных людей

умирай поскорей
скульптора
в мастерских застоялись

умирай поскорей
ну же —
ждем-не дождемся

умирай поскорей
всё равно
ничего не добьешься

умирай поскорей
посидим,
потоскуем, покурим

умирай поскорей
будешь с нами
бухать на халяву

 

 

3.

умирай поскорей
гарантируем
вечную славу

умирай поскорей
предоставим жильё
безвозмездно

умирай поскорей
бабник, плут,
плагиатор, паскуда

умирай поскорей
сука, падла,
бумагомаратель

умирай поскорей
время вышло,
чернила иссякли

умирай поскорей
в феврале хорошо
умирать

 

 

 

ИЗ ЦИКЛА «ВОт веДь оно КАк!»

 

* * *

Алику Якубовичу

 

о, сколько холодной водки
в твоих стихах!
вот дочитаю свои —
и в магазин за углом…

 

* * *

Александру Макарову-Кроткову

 

выпил водки.
жить стало легче.
ходить — сложней.

 

* * *

Нижнему Новгороду

 

заглянул в холодильник,
а там водка.
вышел на улицу —
кругом водка!
горькая жизнь!..

 

 

 

ЗВЕРЬКИ

 

заполонили столицы:
Москву
и
Санкт-Петербург…

они
не в аулах уже
не в улусах
не в кишлаках

бывших своих
соплеменников
сородичей и земляков
они называют
зверьками

язык свой не знают
или давно забыли:
пусть говорит на нем
быдло —
зверьки
что остались
в горах ли
степях ли
пустыне —
в гетто своем
зверьковском

дети
богатых родителей —
банкиров
политиков
дипломатов
они плющат
столичный асфальт
колесами джипов
звероподобных

служат
сильным мира сего
и ради карьеры
готовы
по трупам идти:
без колебаний
без сантиментов —
летящей походкой

и никто их
не остановит

им не указ
ни дядя
ни брат
ни отец —
из зверьковских
аулов
улусов
и кишлаков

куда им
зверькам
до них —
до ЗВЕРЕЙ настоящих!
и что у них есть
кроме гордости
да чести дурацкой?
— одна
пустота:
ни денег
ни связей
ни джипов
ни уменья
по трупам
ходить…

 

 

 

* * *

прохожему, апрельскому бомжу

 

куда летишь
птица Старпёрушка
обтрёпанная
в оперенье с чужого плеча
нищая
жалкая
«с бедным узелком утешений»
с ясным взглядом:
в одном глазу —
Небо
в другом глазу —
Смерть
 

_______________________________________________________________________________
«с бедным узелком утешений» - строчка из книги Леси Тышковской "Бабочка на баобабе" (М.: Вест-Консалтинг, 2006)

 

 

 

ВИСЯЧИЙ МОСТ

 

как чуток мост

как он гостеприимен

издалека видна его улыбка

 

 

 

ПАРАФРАЗ

К. Иванову

 

безлюдный остров

и только чайки с криком

тишину клюют

 

 

 

* * *

 

семья
жена
дети
машина
дача
дом — полная чаша
казалось бы:
живи не хочу!

а я (пауза. длинное тире)
хочу (вопросительный знак. пауза)
не хочу (вопросительный знак.
пауза.
восклицательный знак.
многоточие)

 

 

 

МАТРЁШКА

 

Двум девочкам: будущим маме и дочке

 

не нужно надевать очки,
чтобы увидеть: де-воч-ки
лежат — друг в друге —
на Плющихе,
не ведая о зле и лихе,
о сватьей-бабе Бабарихе…

они лежат, одна в одной.
— Матрешка. сном и тишиной
объята. охраняема незримо.
Матрешка спит.
она — непобедима!..

 

Ноябрь 2010
 

 

СТИХИТРОСТЬ

 

стихи — трость
на неё опираюсь
при ходьбе
по этой
жизни

 

 

 

* * *

 

куда же всё?..
уйти и возвратиться
с надеждой
без надежды
птица
птице
и птицею —
крылатою
бескрылой

о мир без слов
словесный
сволочь
милый

 

 

САМО СОБОЙ

 

давненько
ничего
не сочинял
ну ничего
совсем
не сочинял

— и как?
— да как-то так —
не умер…

— еще успеешь…
в смысле — сочинишь
и удивишь себя
и удивишься…

— нет-нет
я завязал
и осознал
свое призвание:
стихов несочинитель…

— и как же ты теперь?
— да ничего:
не сочиняю —
не пишу
не сею…

и только
графоманную пластинку
я иногда из шкапа достаю
чтоб насладиться звуком
медных слов
внимать чудным кунштюкам
словолохов…
и тут же нечто
просыпается внутри
и говорит
само собой
само с собой…

 

 

* * *

 

Борису Констриктору

 

тьмы низких истин нам дороже
иль светы? или полутьма?..
куда ни плюнь — одно и то же:
то предтуманье, то туман
нас возвышающий обман
уходит в даль
в НИЧТО ума

 

* * *

 

«и кузнечик стрекочет в траве»
и кузнечик звенит в голове
и кузнечик кричит:
А! Б! В!
………………………………
……………………………
………………………….

на этом
стихотворение
обрывается
 

_____________________________________________________________
«и кузнечик стрекочет в траве» - из стихотворения Екатерины Полянской

 

 

* * *

 

…ну вот и прибыли
на родину-печаль
а жаль:
так жить хотелось вдаль!
а приходилось на обочине пастись
стал гончим псом
а ведь мечтал спастись!..

ну ничего.
не вешай нос
товарищ мрак
в печали много музыки
поющий — не дурак!

он светел и высок
и духом он не гадок
он не империя
и не придет в упадок
не ныне
не вовеки
прощайте
человеки!

переступая с пятки на носок
берет разбег
уходит ввысь
летит наискосок

 

* * *

Хорошо рождаться старыми,
Умудренными опытом.
(Ана Бландиана)

I

хорошо бы родиться
старым
умудренным
но не помнящим
где и когда
ты родился

будто бы
жил ты всегда
но без глаз
без ушей
и
без чувств

 

II

 

и вот
ты внезапно очнулся

по особому
блеску глаз
по тембру молчания
по улыбке
сбежавшей по губам
и тут же исчезнувшей
ты догадался
кто перед тобой…

себя ли не узнать?
(а впрочем
ты
не узнанным собой
прожил лет сорок
или пятьдесят)

 

III

 

теперь
ты можешь все:
почуять слово
услышать запах
и
увидеть звук

 

IV

 

ты пришел
к себе
слишком поздно
ты пришел
умирать

но это
уже совершенно
не важно

 

V

 

теперь
ты себя
не забудешь:

ты пришел...