Самарский феномен осязаемой иллюзии

Александр Макаров-Кротков

("Русский журнал", 21 мая 1998 года)

Года три назад стали происходить в Самаре странные вещи. Сначала возникло нехарактерное для поволжской местности издание "Цирк "Олимп"", на страницах которого запестрели термины типа "эпистема", "интенциональность", "контаминация", "архетип", "дискурс" и т. п. Одновременно с ними появились художественные тексты в основном московских и питерских авторов, вряд ли отвечающие вкусовым пристрастиям требовательного, но справедливого отечественного читателя. То есть тексты явно не реалистической направленности.
А затем и сами авторы стройными рядами потянулись на берега великой реки. К вящему своему удивлению, они обнаружили, что их здесь не только знают, но еще и изучают в университетах. И студенты вкупе с преподавателями объяснили им, что они-то (эти авторы) и есть подлинное, реальное искусство.

Вслед за литераторами поехали в Самару музыканты, художники, кинорежиссеры, чехи, поляки, грузины и прочие шведы. И по столицам, сначала неуверенно, а потом все более настойчиво, пополз слух, нет, даже слушок: мол, ведущим российским культурным центром становится теперь С-с-с..., нет, не Санкт-Петербург, а, извините, Самара. Где это? - спрашивают некоторые доброжелатели. А помните город Куйбышев-на-Волге? Да-да, именно.

И все-таки, почему в самарских вузах изучают то, что еще недавно именовалось "другим" искусством? "Дело не в том, - говорит главный редактор "Цирка "Олимп"" Сергей Лейбград, - что "иная", "другая", "постмодернистская" литература умнее, остроумнее, разнообразнее, изысканнее, терпимее, лишена псевдогероизма и ханжества, открыта пространству и времени. Самые заразительные и обаятельные ее черты - это реальный прорыв в художественную и метафизическую подлинность, освобождение языковой и лирической энергии, эстетической и психологической полноценности".

Звучит, конечно, заманчиво. Но неужели вкусовые пристрастия нескольких человек способны повлиять на культурную ситуацию в крупном промышленном центре? Убедить сограждан в том, что истинно, а что фальшиво? Похоже, что так. Ведь более десяти акций, прошедшие за последние два года, - не только встречи со студентами. Каждый приезд в Самару гостей от искусства - действительно событие, и переполненные залы разновозрастной публики - убедительное тому подтверждение.

Причем каждое мероприятие широко освещается всеми телеканалами (а их здесь четыре), радиостанциями, газетами.
В общем, Самара - странный город. То ли воздух здесь какой-то особенный, то ли солнце чаще светит. Например, улицы здесь не переименовывают, а просто подставляют к советским названиям дореволюционные. И прогуливаешься по какой-нибудь Коммунистической-Дворянской. Странный город, приветливый, толерантный. Рядышком мирно сосуществуют и функционируют православный храм и синагога, католический костел и лютеранская кирха, изящный модерн и архисталинское зодчество, мужчины и женщины, собаки и кошки, писатели и читатели... Странный город, иллюзорный...

Смотрите также: